В настоящее время в связи с изменением социально-экономических условий, изменением существующей идеологии, возникает вопрос о путях и способах повышения качества образования. Эффективность обучения во многом зависит от содержания и методов организации учебной деятельности.
Обучение в младших классах имеет решающее значение в развитии индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка - всё, что усваивает ребёнок в этом возрасте, остаётся на всю жизнь.
В системе начального образования, кроме традиционной программы обучения, применяются программы развивающего обучения.
Первая, направленная на функциональную подготовку учащихся, решает прагматические, строго определенные задачи - получение знаний, формирование умений, навыков. Главная цель программы развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний.
Однако программы развивающего обучения применяются преимущественно в начальных классах, поэтому при переходе в средние классы школьники возвращаются к традиционной методике. Успешность адаптации в этом случае, на наш взгляд, будет зависеть от индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся.
В период с апреля 2005 по март 2007 года было проведено психологическое обследование, в котором принимали участие три группы испытуемых:
- Учащиеся, обучающиеся по системе Л.В. Занкова.
- Учащиеся, обучающиеся по «традиционной» системе.
- Учащиеся, обучающиеся по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
В апреле 2005 года обследованы учащиеся 3-х классов общеобразовательных школ г. Норильска. В марте 2007 года обследованы эти же учащиеся в 5-м классе;
Следует отметить: распределение по классам при поступлении в школу проводилось без учета уровня психологической готовности детей к школьному обучению; состав классов с течением времени изменялся.
Для оценки личностных особенностей учащихся были использованы следующие диагностические методики:
- Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттела и Р.В. Коана (детский вариант). Опросник содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности.
- Методика исследования мотивации учения. Разработана в 1988 г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок в 1993 г. - И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
- Тест школьной тревожности Филлипса. Опросник оценивает 8 факторов тревожности: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
- Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
- Методика «Социометрия» (Д. Морено), использованная для оценки социальных взаимоотношений, позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит, определить уровень взаимности выборов, уровень изолированности и в общем благополучие отдельного учебного коллектива.
Для математического и статистического анализа материала были использованы: среднее арифметическое, дисперсия и стандартное отклонение, средняя ошибка, и др., методы выявления различий в уровне и распределении исследуемых признаков (t-критерий Стьюдента).
Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать вывод о том, что действительно существуют различия в личностных характеристиках у учащихся 3-5 классов, обучающихся по развивающим и традиционной программам.
Установлено что учащиеся 3-го класса, обучающиеся по развивающей системе Л.В. Занкова, отличаются от обучающихся по традиционной программе по степени общительности (фактор А, опросник Р.Б. Кеттела и Р.В. Коана), тревожности (фактор D, опросник Р.Б. Кеттела и Р.В. Коана) и чувствительности (фактор I, опросник Р.Б. Кеттела и Р.В. Коана). Выявлено, что 58% учащихся, обучающихся по развивающей программе Л.В. Занкова, обладают адекватно высокими показателями уровня самооценки. Кроме того первые больше ориентированы на учебный и социальный мотивы, а у обучающихся по традиционной программе, наиболее выраженным оказался игровой мотив.
При этом, выявлено преобладание у третьеклассников, обучающихся по развивающей программе Л.В. Занкова, таких личностных особенностей как низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (28% учащихся), наличие проблем и страхов в отношениях с учителями (34% учащихся), высокий уровень напряженности (фактор Q4, опросник Р.Б. Кеттела и Р.В. Коана).
В отличие от обучающихся по развивающей программе Л.В. Занкова, у обучающихся по развивающей программе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова ниже уровень общительности, ниже оценка собственного авторитета у сверстников. Учащихся, обучающихся по системе Л.В. Занкова, с высокой самооценкой больше(65% учащихся), чем школьников, обучающихся по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (36% учащихся) и традиционной программе (57% учащихся).
У учащихся, обучающихся по развивающей программе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, отмечается наличие негативного эмоционального состояния, на фоне которого развиваются неблагоприятные социальные контакты, прежде всего со сверстниками «Переживание социального стресса» (38% учащихся), наличие неблагоприятного социально-психологического фона, не позволяющего учащимся развивать свои потребности в достижении высокого результата (35% учащихся). В обеих группах третьеклассников, обучающихся по развивающим программам, отмечается незначительное преобладание показателей по шкале «Проблемы и страхи в отношениях с учителями».
У учащихся 5-х классов, обучающихся по системе Л.В. Занкова, по сравнению с другими учащимися, выше уровень учебного мотива (65% учащихся) и социального мотива (46% учащихся).
Среди учащихся 5-го класса, обучающихся по развивающей программе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, 8% детей обнаруживают высокий уровень выраженности позиционного мотива, тогда как среди пятиклассников, обучающихся по другим программам, учащихся с доминирующим позиционным мотивом не обнаружено. Более того, у 25% обучающихся по этой программе школьников выражен внешний по отношению к учебе мотив. Среди учащихся, обучающихся по программе Л.В. Занкова, ребят с выраженным внешним мотивом не выявлено, а среди учащихся, обучающихся по традиционной системе, школьников с выраженной внешней мотивацией - 7%.
Учащихся, занимающихся по традиционной программе, по сравнению с другими пятиклассниками отличает более высокий процент детей (24% учащихся) с выраженным, неадекватно перенесенным в учебную сферу, игровым мотивом.
Существуют различия и в особенностях взаимоотношений внутри классов учащихся, обучающихся по развивающим программам. Наиболее яркие особенности проявляются в классе учащихся, обучающихся по развивающей программе Л.В. Занкова - общение строится на интеллектуальном уровне, возникают трудности в принятии новых ребят.
Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что наиболее эффективной в решении задачи развития учащихся является именно программа развивающего обучения Л.В. Занкова.
Так как эффективность обучения помимо такого фактора как содержание и методы организации учебной деятельности во многом зависит и от личности учителя, требуются дополнительные исследования данного вопроса.