Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В настоящее время в Российской Федерации отчетливо прослеживается тенденция к снижению показателей здоровья населения. Особенно сильно она заметна среди подростков и детей.

Увеличение числа дошкольников с различными недостатками физического развития отмечено и в отчетах Всемирной Организации Здравоохранения. По прогнозам ее специалистов в период с 2000 по 2010 гг. численность таких детей в мире увеличится до 500 млн. человек. В развивающихся странах их число составит от 135 до 150 млн.; в развитых странах данный показатель вырастет с 12 до 25 млн.

С целью коррекции у дошкольников отклонений в физическом развитии в системе дошкольного воспитания созданы и функционируют детские сады компенсирующего вида. Посещающий их контингент, отличается от детей, включенных в обычные группы тем, что:

  • в компенсирующие группы отбираются дети, имеющие проблемы со здоровьем (к примеру, инфицированные микобактериями туберкулеза);
  • дети часто болеют, что само по себе обуславливает дифференцированные формы работы;
  • различен уровень их психического и физического развития;
  • многие из детей приходят в детский сад впервые и, как правило, являются педагогически запущенными;
  • велик процент детей из семей других этнических групп, плохо владеющих русским языком;
  • вынужденный интенсивный прием различных фармакологических препаратов, что оказывает негативное влияние на психическую сферу ребенка.

В научной литературе довольно подробно рассматриваются психологические особенности детей поступающих в школу, но о физическом, развитии и особенно о состоянии здоровья говорится либо вскользь скороговоркой, либо вообще ничего [1]. Между тем физическое развитие и состояние здоровья являются факторами, во многом определяющими успешность обучения в школе. Очевидно, что психологическая готовность ребенка к овладению учебной деятельностью в значительной степени связана с развитием его двигательной активности, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма.

Отмечается также, что и в школах, фактором, снижающим успешность овладения младшими школьниками учебной деятельностью, может быть плохое состояние здоровья, так как частые заболевания ослабляют организм, снижают его функциональные возможности а, значит, ребенок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена и учебная нагрузка окажется не по силам. Кроме того, в связи с болезнями, ребенок будет часто пропускать занятия, что приведет к значительным пробелам в знаниях, которые восстановить порой очень трудно в связи с той же быстрой утомляемостью и высокой нагрузкой [3; 4; 5; 7; 8].

Нами было проведено исследование, целью которого являлось определение уровня готовности к овладению учебной деятельностью у старших дошкольников (подготовительная к школе группа), посещающих детский сад компенсирующего вида, а также уровней развития у них ряда познавательных психических процессов. Результаты, полученные в детских садах компенсирующего вида, сравнивались с данным, полученными при помощи тех же методик, в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида.

В качестве метода исследования уровня готовности к овладению учебной деятельностью использовалась система экспертных оценок на основе анкетирования воспитателей, в группах которых находились дети, участвующие в эксперименте. Педагогам предлагалось ответить на ряд утверждений, касающихся проблем овладения дошкольниками учебной деятельностью.

Выборку составили 15 воспитателей и 92 ребенка подготовительных к школе групп общеразвивающего (34 дошкольника) и компенсирующего (58 дошкольников) детских садов г. Сургута.

Обобщив накопленный воспитателями в ходе наблюдения за детьми факты, оценив уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности старших дошкольников, используя в качестве средства оценки специально разработанную анкету, нами было установлено следующее (см. табл. 1).

Таблица 1. Распределение старших дошкольников детских садов общеразвивающего и компенсирующего вида по уровням готовности к овладению учебной деятельностью (в %)

Дошкольные учреждения

Уровень готовности к овладению учебной деятельностью

низкий

средний

высокий

Общеразвивающий вид

15,0

13,0

9,0

Компенсирующий вид

39,0

18,0

6,0

Всего

54,0

31,0

15,0

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что у больше чем у половины детей подготовительных к школе групп детского сада имеют низкий уровень готовности к овладению учебной деятельностью, причем у дошкольников из детских садов компенсирующего вида в два раза чаще отмечается низкий уровень готовности к овладению учебной деятельностью. Эти дети лишь частично и формально осознают предъявляемые требования учебных заданий и способны принимать учебные задачи, даваемые в форме прямого указания. Такие ученики нуждаются в постоянной помощи воспитателя, не реагируют на косвенную помощь в виде наводящих вопросов. Они не могут ответить на вопросы: "Что будешь делать? Что надо делать?". Эти ученики не могут самостоятельно решать учебную задачу, только копируют действия воспитателя или другого ребенка. Простые обобщенные способы действия выделяют с трудом. Задача понять материал у них заменяется на задачу буквального запоминания и воспроизведения. Допущенные при выполнении задания ошибки такими детьми часто не замечаются и не исправляются. Неоднократно могут повторять одни и те же ошибки после их исправления педагогом.

Менее трети дошкольников (31%) свойственен средний и всего 15% высокий уровень готовности к овладению учебной деятельностью. Причем если у дошкольников из детских садов компенсирующего вида средний уровень готовности к овладению учебной деятельностью встречается несколько чаще, чем у воспитанников общеразвивающих детских садов (18% против 13%), то проявления высокого уровня готовности к овладению учебной деятельностью чаще наблюдаются у детей, посещающих общеразвивающих детских дошкольные учреждения (9% против 6%). В целом необходимо отметить, что уровень готовности к овладению учебной деятельностью у выпускников детских садов компенсирующего вида существенно ниже, чем у дошкольников подготовительных к школе групп, посещающих общеразвивающие сады.

Нами также было проведено изучение психического состояния детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа из общеразвивающих детских садов и дошкольных учреждений компенсирующего вида). Исследовался уровень сформированности познавательных психических процессов и характера эмоциональных проявлений детей.

В плане познавательных психических процессов изучались: внимание (объем, распределение, переключение, концентрация); восприятие (пространства, формы, цвета); память (кратковременная, долговременная, зрительная, ассоциативная); мышление (анализ, синтез, обобщение, пространственное мышление, конструктивная деятельность) [2; 6].

Из эмоциональных состояний были изучены: самочувствие, активность, настроение (методика САН) [2].

Кроме того, у старших дошкольников исследовались проявления работоспособности и утомляемости.

Психологическое обследование дало следующие результаты.

Степень сформированности объема внимания у детей определялась по методике "Найди перестановки", (количество правильных решений при нахождении перестановок 3-х предметов).

Распределения внимания изучалось посредством применения методики "Найди отличия" (число найденных отличий (из 15 имеющихся) в двух аналогичных по сюжету рисунках).

Переключение внимания определяли с помощью теста Грюнбаума. Задача испытуемых заключалась в нахождении самого большого и самого малого чисел в каждой из 32 клеток. При этом учитывалось время (в секундах) нахождения этих чисел.

Концентрация внимания определялась по результатам отыскивания чисел по таблицам Шульте (упорядочение ряда из 25-ти цифр). Учитывалось время (в секундах) нахождения этих цифр.

Результаты исследования внимания у старших дошкольников, как детских садов общеразвивающего вида, так и компенсирующего, позволили установить, что у детей, имеющих проблемы со здоровьем, значения показателей сформированности внимания ниже, чем у детей общеразвивающих детских садов. Особенно это характерно в отношение показателей «переключение внимания» и «концентрация внимания» (разница между результатами дошкольников общеразвивающих и компенсирующих детских садов достоверна на уровне p<0,5). По показателям «объем внимания» и «распределение внимания» статистически значимых различий не выявлено. Приведенные данные свидетельствуют о том, что отклонения в физическом развитии, свойственные для детей, посещающий детские сады компенсирующего вида, отрицательно сказываются на уровне развития их внимания. Учитывая тот факт, что успешность овладения дошкольниками учебной деятельностью во многом определяется уровнем развития их внимания, выпускники детских садов компенсирующего вида в психологическом плане оказываются хуже подготовленными к обучению в школе.

Сформированность восприятия у детей определялось по методике "Сложи пирамиду", которая позволяет выявить пространственное восприятие (время выполнения, в секундах, задания) и одновременное восприятие формы и цвета (количество ошибок (форма, цвет), допущенных при выполнении задания).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что у воспитанников дошкольных учреждений компенсирующего вида несколько хуже, по сравнению с детьми из общеразвивающих детских садов, развиты качества восприятие, в особенности восприятие пространства (разница между результатами дошкольников общеразвивающих и компенсирующих детских садов достоверна на уровне p<0,5). У них также менее развито восприятие цвета и формы объектов окружающего мира.

Сформированность кратковременной памяти у детей определяли по методике "заучивание 10 слов" (количество воспроизведенных после первого предъявления слов (из 10 слов)). Сформированность долговременной памяти у детей выявлялась по методике "Заучивание 10 слов" (число воспроизведенных слов через 35 минут после последнего воспроизведения (из 10 слов)).

Зрительная память изучалась по методике "Запоминание линейных и геометрических фигур". Детям необходимо было по памяти указать фигуры, которые они видели перед воспроизведением (количество воспроизведенных фигур). Ассоциативная память исследовалась посредством методики "Изучение ассоциативной памяти" (количество правильных решений при подборе ассоциаций и произнесения слов детьми (10 слов, 10 картинок)).

Не отмечены достоверные различия между сравниваемыми группами дошкольников и по показателям сформированности памяти. Необходимо, однако, отметить, что все же у детей компенсирующего вида дошкольных учреждений несколько ниже величины показателей сформированности памяти.

При изучении сформированности процессов анализа и синтеза использовалась методика Д.Равена (матрицы серии А). Учитывались количество и правильность решения задач по матрицам (из 12 предложенных).

Сформированность процессов обобщения определялась по правильности классификации детьми предметов одного класса. Было предъявлено 6 заданий. Учитывалось количество правильных обобщений (из 6 заданий).

Пространственное мышление и конструктивную деятельность определялись по методике "Кубики Кооса". Фиксировалось время (в секундах) выполнение задания.

В то же время статистически значимых различий между показателями сформированности мышления воспитанников подготовительной к школе группы общеразвивающих и компенсирующих видов детских садов не выявлено. Однако в целом уровень развития мышления дошкольников детских садов компенсирующего вида несколько ниже в сравнении с детьми из общеобразовательных дошкольных учреждений.

Сформированность эмоциональных состояний у детей определялась по методике "САН" (самочувствие, активность, настроение) (Т.П. Свистунова, Ю.И. Висковатов). По каждой из характеристик успешность выполнения заданий оценивалось по балльной шкале (условные баллы из 45 возможных).

Исследование выявило некоторые закономерности, характерные для обеих групп испытуемых. Так, наиболее высокие показатели получены по параметру "настроение". В то же время различий между результатами детей - воспитанников детских садов общеразвивающих и компенсирующих видов по показателям проявления эмоциональных состояний выявлено не было. Это свидетельствует о том, что уровни эмоционального развития рассматриваемых групп дошкольников схожи между собой.

Работоспособность и утомляемость детей определялись по методике «Корректурная проба». В случае работоспособности фиксировалось количество просмотренных знаков за 4 минуты; в случае утомляемости - число допущенных детьми ошибок за 4 минуты в пересчете на 500 знаков.

Вместе с тем, при изучении работоспособности и утомляемости было установлено, что статистически значимых различий между значениями данных показателей у детей общеразвивающих и компенсирующих видов детских садов не выявлено. Это объясняется тем, что экспериментальное исследование проводилось накануне завершения пребывания воспитанников детских садов компенсирующего вида в дошкольных учреждениях (май месяц), и у детей, поступивших в детские сады данного вида с проблемами здоровья, в результате проведенного курса реабилитации, значимо изменилось в лучшую сторону их физическое состояние.

Опираясь на актуальность данной проблемы остро встает задача разработки такой обучающей программы, которая бы удовлетворяла всем требованиям современной системы образования: не только готовила бы ребенка к школьному обучению, но и формировала бы творческую, познавательную активность и готовность к овладению учебной деятельностью, особенно у дошкольников - воспитанников детских садов компенсирующего вида.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка//Сб. метод. материалов для админ., педагогов и школьных психол./Ред. Битянова М.Р. - М.: Образоват. Центр «Педагогический поиск», 1997. - 289 с.
  2. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития: Учеб. пособие для студ./Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. - М.: Воронеж: Ин-т практич. психол.; НПО "МОДЭК", 1998. - 251 с.
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: НПО "Образование", 1996. - 160 с.
  4. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
  5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
  7. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание, 1995, № 8. - С. 25-28.
  8. Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста // Журнал практического психолога. - 1999. - № 4. - С.53-73.