Прогнозные оценки конкурентоспособности следует осуществлять по главным статичным факторам: качество товара, цена, качество сервиса, эксплуатационные затраты. По системе «1-5» конкурентоспособность определяется как сумма баллов по каждому фактору. Для повышения точности оценки предлагается взвешивать весомость каждого фактора в порядке убывания от «5-1»: качество, цена, качество сервиса, эксплуатационные затраты. Последний фактор может быть оценен в 1 балл, поскольку эксплуатационные затраты определяются качеством товара и его сервисом: чем выше качество товара, тем ниже эксплуатационные затраты. Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов.
Возможна оценка конкурентоспособности товара (услуги) по многоугольнику. Порядок анализа следующий:
- устанавливается перечень показателей конкурентоспособности товара (услуги);
- устанавливаются нормативные значения показателей конкурентоспособности товара (услуги);
- устанавливается весомость показателя конкурентоспособности исходя из стоимости их достижений и важности в обеспечении конкурентоспособности;
- обрабатывается исходная информация;
- строится многоугольник конкурентоспособности товаров: наружный круг в многоугольнике представляет собой нормативы, увеличенные на 20%. На радиальные лучи наносят фактические значения показателей конкурентоспособности товара.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие. - М.: «Дашков и К», 2003.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000.