Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов затруднена следствие отсутствия международных стандартов. Существует методика оценки конкурентоспособности товаров, позволяющие оценить качество и надежность используемых в качестве моделей. Использование в этом случае интегрального показателя, который определяется по уровню качества и цене, позволяет учесть весомость каждого из перечисленных факторов. Потребитель определяет качество товаров, исходя из той цены, которую он согласен заплатить, имея определенную величину собственного дохода. Вместе с тем, ценовая конкуренция не всегда способствует реализации конкурентных преимуществ, поскольку высокие доходы потребителей выдвигают на первый план потребительские свойства товара, а не его цену. Таким образом, для оценки конкурентоспособности товара необходимо более тщательно изучить взаимосвязь между доходами потребителей, ценой товара и его качеством. Полученная модель проверяется с помощью критерия Фишера на адекватность.

Прогнозные оценки конкурентоспособности следует осуществлять по главным статичным факторам: качество товара, цена, качество сервиса, эксплуатационные затраты. По системе «1-5» конкурентоспособность определяется как сумма баллов по каждому фактору. Для повышения точности оценки предлагается взвешивать весомость каждого фактора в порядке убывания от «5-1»: качество, цена, качество сервиса, эксплуатационные затраты. Последний фактор может быть оценен в 1 балл, поскольку эксплуатационные затраты определяются качеством товара и его сервисом: чем выше качество товара, тем ниже эксплуатационные затраты. Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов.

Возможна оценка конкурентоспособности товара (услуги) по многоугольнику. Порядок анализа следующий:

  1. устанавливается перечень показателей конкурентоспособности товара (услуги);
  2. устанавливаются нормативные значения показателей конкурентоспособности товара (услуги);
  3. устанавливается весомость показателя конкурентоспособности исходя из стоимости их достижений и важности в обеспечении конкурентоспособности;
  4. обрабатывается исходная информация;
  5. строится многоугольник конкурентоспособности товаров: наружный круг в многоугольнике представляет собой нормативы, увеличенные на 20%. На радиальные лучи наносят фактические значения показателей конкурентоспособности товара.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие. - М.: «Дашков и К», 2003.
  2. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000.