Массовое использование современных информационных технологий, обеспечивающих решение большого класса задач в различных сферах человеческой деятельности, привело к необходимости формализации значений из различных предметных областей, характер которых может существенно отличаться от традиционно изучаемых математических моделей. Такие модели можно охарактеризовать как информационно-логические модели.
В связи с этим особое внимание в школе должно быть уделено информационно-логическому моделированию, которое может быть рассмотрено с позиции способа познания и с позиции содержания, которое должно быть усвоено учащимися, а также построению информационных моделей из различных предметных областей человеческого знания.
Решение в школе задач из разных предметных областей, используя принцип информационно - логического моделирования, и создание компьютерных моделей имеет ряд важных особенностей:
- реализуется познавательный процесс; проанализировав предмет моделирования, ученики в итоге понимают его лучше, чем ученики, знания которых образуются путем пассивного восприятия и контроля.
- учащиеся оказываются в активной позиции исследователя, самостоятельно открывая законы и явления;
- развивается мышление (системное, логическое, операционное), творческие способности учащихся;
- вырабатываются умения и навыки по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности; вырабатывается умение осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую;
- реализуются межпредметные связи, преодолевая разрозненность учебных предметов;
- развивается личность учащихся, удовлетворяя её познавательные запросы.
Наиболее эффективно обучение учащихся построению информационных моделей возможно в случае реализации на практике метода проектов интегрирующего в себе исследовательскую, самостоятельную и творческую работу в самых разных вариантах.
Так, например, программа Intel «Обучение для будущего» (при ПГПУ им. Белинского существует обучающая площадка проектному методу по упомянутой выше программе) предлагает использовать при обучении проектный метод как организационную форму работы, которая ориентированна на изучение учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или несколько курсов. Метод проектов основан на организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьников с использованием базовых информационных технологий. В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков, развитие критического и творческого мышления учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Совместное использование метода информационно-логического моделирования (при исследовании абстрактных или реальных объектов некоторой изучаемой предметной области) с методом проектов позволяет обучение сделать более эффективным.