Интенсификация жизненного и профессионального пространства человека обуславливает необходимость расширения диапазона его способностей и поиск резервных профессиональных возможностей в условиях новых аспектов его деятельности. Неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека является его творческая активность, поэтому задача развития креативности личности в период профессионального становления является социально значимой. Учебное заведение в современных условиях должно обеспечить условия для более адекватного осознания молодым человеком путей своего личностного и профессионального развития, способов повышения собственной психологической устойчивости, саморегуляции, самоорганизации и развития способности к деятельности в экстремальных условиях.
Олимпиадное движение в высшей школе можно рассматривать как сопровождение процесса творческого саморазвития, которое выступает как взаимодействие члена олимпиадной микрогруппы и руководителя с целью помощи субъекту развития в решении проблем по повышению конкурентоспособности за счет преобразования ориентационного поля его развития, в качестве которого выступает чувство социально-интеллектуальной защищенности, компетентности, опыт взаимодействия с партнерами по олимпиадной микрогруппе, что позволяет интегрировать познавательные и социальные потребности личности для поиска будущим специалистом смысла профессиональной деятельности и содействует его полноценному личностному и профессиональному развитию через становление творческой компетентности.
В современных условиях олимпиадное движение выступает не только как средство активизации и укрепления свойств и способностей, необходимых в профессиональной деятельности человека, но и становится специфической формой познания действительности, неотъемлемой частью образовательного процесса, без овладения которой становится проблематичным плодотворное развитие личности и переход от направляемой учебно-познавательной деятельности к саморазвивающейся научно - исследовательской.
Специфика сопровождения через систему олимпиадного движения состоит в создании условий для саморазвития и самореализации обучающихся в образовательном процессе посредством усиления позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития. Конкретный человек с его индивидуальными особенностями оказывается в центре внимания всех проводимых мероприятий, после чего идет поиск путей реализации будущего специалиста в профессиональной среде.
Главным системообразующим фактором олимпиадного движения является образовательная среда, являющаяся сложным интегративным процессом и включающая в себя компоненты взаимодействия преподавателя и обучающегося, способствующая обучающемуся максимально раскрыть свой творческий потенциал и существенно расширить рамки проявления интеллектуальной активности, и ориентированная на формирование творческой компетентности личности как важнейший ценности. Созданная олимпиадная среда обеспечивает пространство свободного творческого поиска уникального разрешения профессиональных творческих проблем.
Проектирование олимпиадной среды вуза должно сопровождаться:
- ориентацией студента на рост профессиональных ценностей и убеждений;
- обеспечение психологической поддержки творческой деятельности;
- сопровождение индивидуального творческого профессионального развития студента;
- единство индивидуального и командного творчества в олимпиадном движении.
Определяющими компонентами данной среды будут:
- социальная среда, основанная на взаимной поддержке и уважении к деятельности членов микрогруппы;
- внутренняя среда личности, когда креативной уровень интеллектуальной активности соответствует социальному заказу общества;
- информационная среда, когда профессионально-ориентированные знания становятся инструментом разрешения профессиональных творческих ситуаций.
Процесс творческого саморазвития в олимпиадной среде следует рассматривать как сочетание трех основных видов деятельности: знакомство с творческой деятельностью личностно-значимых индивидуумов, приобретение навыков организации творческой деятельности и собственно процесса творчества. Успешность развития творческой компетентности специалиста будет зависеть, в том числе от сбалансированного сочетания этих трех видов деятельности.
Активизация интегрированной деятельности на основе сотрудничества и конкуренции именно в юношеском возрасте необходима в силу психофизических и социальных изменений, происходящих в этот период. Раздвигая рамки социального жизненного опыта молодых специалистов, помогая им увидеть творческую сторону производственной деятельности, олимпиадное движение становится средством самопознания, самовыражения и саморазвития.
В олимпиадном движении делается первый шаг по разрешению противоречия между организованностью социального института и перманентной неорганизованностью творческого процесса через межличностное взаимодействие субъектов олимпиадных микрогрупп на основе творческой научно-исследовательской деятельности посредством реализации следующих основных подходов к образованию:
- Актуализация результатов обучения через обеспечение доминирующей роли творческой деятельности в процессе формирования конкурентоспособной личности.
- Индивидуализация подготовки, ориентированная на конкретные познавательные потребности личности, на основе решения реальных социально-значимых проблемных ситуаций.
- Формирование нацеленности на непрерывное образование через выход на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности.
- Предоставление возможности обучающимся вырабатывать и отстаивать собственные суждения по решаемым проблемам.
- Понимание личностной ценности других людей и возможности учета их мировоззрения при совместной созидательной деятельности субъектов по планированию, оцениванию и корректировке всех мероприятий и решению профессиональных творческих задач.
Олимпиадное движение позволяет удовлетворить потребность «быть личностью», т.е. решить противоречие между необходимостью «быть как все» и стремлением студента к максимальной индивидуализации, способствует культивированию в студенте тех его индивидуальных свойств, которые делают его конкурентоспособным.
Основными этапами развития специалиста инженерного профиля в системе олимпиадного движения является:
- формирование профессиональной направленности как самостоятельное и мотивированное отношение к выбору профессии;
- формирование профессионального самоопределения как процесс принятия обоснованного решения о выборе профессии;
- формирование практической востребованности как интеграция социального заказа и личностной направленности;
- формирование творческой профессиональной компетентности как совокупность индивидуальных качеств личности;
- формирование готовности к дальнейшему саморазвитию;
- становление и воспитание качеств личности, базирующихся на общечеловеческих ценностях.
Развитие креативности в системе олимпиадного движения включает следующие аспекты:
- подготовительный, в результате которого у обучающихся формируется установка на творческое саморазвитие с перспективой профессиональной самореализации через актуализацию социальной значимости результатов творчества и личностной значимости процесса творчества;
- созидательный, на котором обучающийся включается в совместную деятельность в рамках олимпиадной микрогруппы под руководством лидера - педагога, обеспечивающего необходимые условия для творчества при решении профессионально-ориентированных задач;
- результативный, на котором участник олимпиадного движения дает объективную оценку своей работы и планирует дальнейшую деятельность по творческому саморазвитию.
Сопровождение в виде олимпиадного движения имеет несколько уровней:
Первый уровень - Центральная группа управления Всероссийской студенческой олимпиады при Федеральном агентстве по образованию - ставятся общие цели и определяются направления развития системы олимпиадного движения.
Второй уровень - Центр студенческого олимпиадного движения университета - конкретизируются цели и задачи с учетом специфики вуза.
Третий уровень - Олимпиадная микрогруппа - изучаются потребности студентов, происходит реализация конкретных методик и технологий, рефлексия, создается система оценки результатов творческого саморазвития.
Можно выделить следующие принципы организации олимпиадного движения:
- Мотивационной готовности - позволяет на основе учета текущих потребностей обучающихся развивать ключевые компоненты творческой компетентности.
- Персонифицированность - учет личных устремлений конкретного участника олимпиадного движения, защита индивидуального профессионального развития.
- Разноуровневость - позволяет организовать участие обучающихся волимпиадном движении на разных стадиях профессионального становления в несколько этапов:
- Стимульно-продуктивный с выходом на эвристический. Организуются олимпиады (индивидуальные, коллективные) по гуманитарным и социально-экономическим, естественно-научным, общепрофессиональным дисциплинам.
- Задачи - учебные и учебно - профессиональные ставятся преподавателем. Цель этапа - формирование творческого стиля мышления, психологической устой чивости, осознанного выбора профессиональной деятельности, развитие внутренней мотивации к творчеству.
- Эвристический (профессионально - ориентированный). Проводятся конкурсы по направлению (по специальности). Задачи профессионально - ориентированные - ставятся преподавателем. Цель - адаптация к деятельности в условиях реального развивающегося производства.
- Креативный. Проводятся конкурсы инновационных проектов по направлению (специальности). Проблемные ситуации ставятся самими участниками. Цель - адаптация к творческой научной деятельности.
- Заключительный. Организуются конкурсы выпускных квалификационных работ (обычно заочно). Цель - определение уровня сформированности творческой компетентности специалиста и его конкурентоспособности.
Необходимо отметить, что олимпиадное движение позволяет выявлять и развивать коммуникативно-лидерские задатки обучающихся. Лидера в олимпиадном движении определяют с позиции общепризнанных качеств: уверенность в своих возможностях, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность. Но основным фактором на наш взгляд является процесс формирования олимпиадной группы вокруг подлинного лидера-преподавателя, который как личность способен оказывать влияние на людей и объединять для достижения какой-либо цели, выражает когнитивные и творческие интересы олимпиадной микрогруппы. В тоже время преподаватель должен ского потенциала других, членов микрогруппы. Лидерами микрогруппы могут стать обучающиеся с повышенной мотивацией к достижениями и достаточным потенциалом социальной адаптивности. Развитую ступень лидерских способностей показывает способность к общению в процессе поиска решения творческой проблемной ситуации и умение оказывать воздействие на других членов группы с целью более активного вовлечения их в творческую деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно - прогностический курс: Учебное пособие. Казань, 2005.
- Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методологические характеристики: Монография. СПб., 2000.
- Попов А.И. Олимпиадное движение в системе конкурентоспособности технического университета//Развитие творческих способностей личности в условиях олимпиадного движения: Материалы международной научно - методической конференции. Тамбов, 2005. С.75-80.