Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Как и любое другое общество, российское общество - это живой организм, который постоянно развивается и совершенствуется, поглощая в себя лежащие в его пространстве объекты, порой, не фильтруя полученную информацию. Общество - это место, где не только происходит социализация человека, но и место проживания различных поколений: бабушек-дедушек, мам-пап, и, конечно, молодежи. Живя в одном обществе, но, выполняя разные функции, люди перенимают опыт предшествующего поколения, периодически дополняя или что-то отбрасывая в нем.

Американский этнограф Маргарет Мид исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (самоа, папуасы и другие) и современных обществах, выделяя при этом три типа культуры, оказывающих на развитие ребенка принципиально различное влияние. Это: постфигуративные культуры, тысячелетиями сохраняющие свои нормы и обычаи. Здесь личность ребенка воспроизводится неизменным образом. Само воспитание осуществляется стариками и еще не включенными в производительную деятельность более старшими детьми (4-7 лет). Хотя все отклонения от норматива подавляются, все же есть возможность индивидуального проявления в области искусства, религии, технологии - это обеспечивает возможность медленного изменения самой культуры; конфигуративные культуры, быстро меняющиеся. Здесь каждое поколение отличается от предыдущего по складу личности, мотивации, эмоциональным переживаниям. Хотя старшее поколение продолжает играть решающую роль в воспитании, оно не воспринимается как безусловный эталон; префигуративные культуры, культуры будущего, где опорой как в научной, так и в этической областях будет выступать творчество молодого поколения.[1] Причем, М. Мид акцентировала внимание на то, конфликт между поколениями является чертой, которая присуща лишь европейским современным обществам, а не общепринятым фактором для всех обществ в целом.

Говоря о российском обществе, не стоит забывать о его самобытности и существующие в нем стереотипы. Дело в том, что в российских семьях отношения между родителями и детьми строятся иначе, чем на Западе. Между родителями и уже взрослыми детьми, которые покинули отчий дом и возможно, уже обзавелись своей собственной семьей, связь не теряется. Дети продолжают пользоваться своими собственными «детскими правами»: посещают родительский дом, даже если он находиться на большом расстоянии от их нынешнего места жительства, при этом обязательным правилом считается - «приехать не с пустыми руками». Проведение праздников вместе с родителями и старыми друзьями детства, семейные обеды, на которых собирается большое число родственников - все эти факторы не дают взрослому ребенку забыть о своих корнях, а родителям еще больше войти в личную жизнь своего чада.

В Европе иная ситуация отношения между родителями и взрослыми детьми. Молодая пара может даже и не рассчитывать на материальную помощь от родителей, в лучшем случае - в долг, но при этом сохраняются ровные и доброжелательные отношения между молодой семьей и родителями, что является важным фактором в сохранении детско-родительских взаимоотношениях.

Интересен факт, существующий в США. Достигнув определенного возраста, тинэйджер пытается «вырваться» из-под опеки своих родителей, зарабатывая себе на карманные расходы и, возможно, живя отдельно от родителей в кампусе при колледже, что чаще всего встречается в американской культуре. Родители, тем не менее, оплачивают обучение своего ребенка в колледже или университете, тем самым, выполняя свой родительский долг, но при этом тинэйджер должен осознавать, что остальные расходы он берет на себя, трудясь, определенное количество часов в неделю, например, в качестве разносчика пиццы, официантом в ресторане или кафе и т. д. Безусловно, этот фактор вполне естественно воспринимается и родителями, и детьми, ибо так же поступали родители родителей, и будет поступать будущее поколение их детей.

Говоря об отношениях с новыми родственниками (тещей, свекровью) в русской семье следует отметить, что крайне важно установить хорошие отношения, ибо они влияют на дальнейшее формирование молодой семьи. В русских анекдотах очень любят затрагивать животрепещущую тему «зять-теща», «свекровь-невестка», которая еще раз доказывает существование данной проблемы в русской среде.

Американо-европейское отношение к новым родственникам практически идентично. Породнясь с европейской или американской семьей не стоит особо рассчитывать на хорошие отношения. Да, действительно они доброжелательно встретят новых родственников, но это отнюдь не говорит о теплоте их чувств.

По русским традициям молодожены, отделившись от родителей, начинают жить самостоятельно, при этом родители продолжают «опекать» своих чад. Родители помогают детям в крупных покупках, например, квартиры, мебели, техники и т. д. Таким образом, поддержка детей родителями продолжается.

Когда молодая семья встает на ноги, то отношения с родителями меняются. Дело в том, что коренным образом меняются роли: дети становятся опекунами своих родителей, и активно принимают участие уже в их жизни, помогая материально, так как мы прекрасно должны осознавать тот факт, что, к сожалению, на российскую пенсию крайне сложно прожить пожилым людям, и помощь детей в этом вопросе необходима. В отличие от европейских детей, которые частенько отдают своих уже постаревших родителей в дом престарелых, русские дети всецело берут на себя ответственность за родителей и часто приглашают их жить к себе. Таким образом, сохраняется моральная ценность воспитания, которое перенимает младшее поколение, ведь недопустимо для русской семьи и культуры в целом определять своих родителей в дома престарелых при еще совсем здоровых и работоспособных детях, в отличие от европейского общества.

Уважение к старшим - вот, что, прежде всего, требует и ценит русская культура. Безусловно, как и в любой культуре, русская культура подвластна различным конфликтам между поколениями, и инициаторами такого конфликта обычно становиться молодежь. Как жить? Как работать и много заработать? Как быть успешным? - эти вопросы постоянно крутятся в нашем обществе, ища правильные ответы на поставленные вопросы. Старшее поколение не диктует молодежи власть и не навязывает свое мнение, а лишь пытается своими действиями предотвратить когда-то совершеннее ими ошибки.

Считается, что молодежь умнее своих родителей, активней, целеустремленней, образованней, а все потому, что они уже живут в другую эпоху, отличную от эпохи их родителей, черпая новое и порой неизведанное с родительской точки зрения. Получается, что срабатывает схема типов культур по М. Мид: мы живем в префигуративной культуре, где опорой как в научной, так и в этической областях выступает творчество молодого поколения, и при этом старшее поколение учится у младшего, принимая его ноу-хау.

Конечно, говоря о русских пенсионерах, которые проживают совсем нелегкую жизнь, в буквальном смысле существуя на деньги, выделяемые государством, которые не могут полностью «расслабиться», отдохнуть, находясь на «заслуженном отдыхе», как это делают европейские и американские бабушки и дедушки, стоит отметить, что единственным положительным моментом в сравнении русского с европо-американским пожилым поколением в том, что первое поколение, несмотря на все тяжести, трудности и незавидное положение, остается нужным кому-то: детям или внукам, или, даже правнукам, и им вовсе не грозят дома престарелых.

Дети, родители, бабушки-дедушки - это все есть одна семья - ячейка общества, которая объединена общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью, и, безусловно, именно здесь воспитывается человек. И борьба за жизнь, за победу, за достойное существование, которая велась нашими дедами и бабушками, а теперь нашими отцами и матерями, доказывает не свою личную выгоду, а борьбу за благосостояние будущего поколения.


[1] Mead M. Culture and Commitment. Natural History Press. N.Y., 1970, Р. 113.