В последние несколько десятилетий в развитии человечества происходят значительные изменения, которые затрагивают практически все стороны его жизнедеятельности, преобразовывая не только окружающий мир, но и понимание пространственно-временных категорий, влияя на структуру «внутреннего» мира человека, его взгляды на жизнь, потребности и способы их удовлетворения. В очередной раз изменяется сознание людей, следствием чего является как изменение общества в целом, так и отдельных его частей и жизненных парадигм.
Отправной точкой для столь масштабных метаморфоз становится мощный скачек, сделанный в последней четверти ХХ века в области технологий, коммуникаций, электроники и транспорта, который, в совокупности со стремительным развитием микропроцессорной техники, цифровых технологий и средств телекоммуникаций упростил механизм общения и поставил на «пьедестал почета» информацию во всех ее видах.
Воцаряющийся ударными темпами технический прогресс дает право уверенно говорить о том, что новая модель развития человечества уже плотно взяла бразды правления миром в свои руки. Информационная эпоха - это уже не надвигающаяся перспектива, а реальность, которая наполнена своими специфическими особенностями, чертами и индивидуальными характеристиками. Она обладает своей историей рождения, своим типом общества, своим мировоззрением и даже своим собственным человеком - человеком нового образца. Это человек, который живет одновременно в нескольких мирах, он поглощен своей вовлеченностью в информационную структуру, ему жизненно необходим успех и признание. Его мысли нацелены на борьбу с конкурентами, его душа хранится за «семью замками», сердце погружено в «жидкий азот», а сознание пленяют средства массовой информации. Можно с уверенностью констатировать тот факт, что представитель новой эпохи находится в состоянии душевного анабиоза.
Жизнедеятельность современного человека протекает бок о бок с существованием порожденных прогрессом технических средств, которые практически полностью погружают его в атмосферу искусственности. Искусственность окружающего пространства заставляет его меняться, именно она диктует ему наиболее удобную для современности модель приспособления к жизненным реалиям, отражаясь в мировоззрении, в мироощущении, в понимании и трактовке извечных бытийных категорий.
Именно в это время своего наивысшего расцвета и востребованности достигает фотография, которая, являясь, символом сочетания двух несовместимых противоположностей, а именно, технического и духовного, становится одним из формообразующих начал современного этапа истории человечества. Сегодня, она задействована во всех сферах человеческой деятельности: в документально-информационной хронике, в рекламных компаниях, в области развлечений, в сфере искусства, в повседневной жизни, в виртуальном мире Интернета. И именно фотография может приоткрыть нам таинственный мир душевных переживаний и подсознательного бытия современного человека, поскольку является его самым преданным другом и бессменным спутником. Она сопровождает его в путешествиях и поездках, она его компаньон в любых мероприятиях от банальной прогулки по городу до торжественного заседания, она помощник, учитель, коллега по работе, верный соратник и преданный слуга.
Изучение современных фотографий дает полный спектр интересующих человека эпохи информатизации вопросов, а так же дает возможность ознакомиться с терзающими его проблемами. Первое, на что следует обратить внимание, это на обострившуюся под влиянием глобализации проблему идентичности. Транснационализация заставляет людей из разных социальных слоев, стран и культур искать свое собственное «Я», стараясь в непредсказуемом и крайне быстро меняющемся мире найти ответ на вопрос «кто я такой?». Эта тенденция находит свое отражение и в пределах фотографической плоскости и одним из примеров можно привести работы известной сегодня отечественной модели - фотографа Юлии Бочковой, которая все свои фотографические шедевры создает при помощи встроенного в мобильный телефон фотоаппарата и работает в жанре мобилографии. В серии ее работ под названием «Автопортреты», представленной на «Второй Московской Биеннале современного искусства», в различных ракурсах изображено лицо автора, раскрашенное таким образом, что каждый новый кадр есть новый неповторимый образ. В данной серии Юлия Бочкова представляет свое лицо в качестве поля для бесконечного поиска собственного Я, еще раз заставляя общество задуматься о проблеме отсутствия индивидуальности у современного человека, о трудности нахождения самотождественности в условиях культурного многообразия. Бесконечная смена образов-масок показывает диалог человека с самим собой, отражая его внутренние проблемы, показывая его попытки найти себя и свое место в этом мире превращающиеся для него в череду бесконечных само-откровений, отражающих его порывы к соотнесению себя с фундаментальными ценностями. Неожиданно вторгшийся в жизнь огромный мир с его возможностями, унифицированными явлениями и универсалиями, сохранив территориальные и культурные границы, открыл возможность для людей стать членами глобальной объединенной системы, усиливая их взаимосвязи и порождая плюралистическое отношение к явлениям действительности. Через смену масок, и подбор наиболее удачного в том или ином обществе облика с его адаптацией и дальнейшей жизнедеятельностью, происходит современное осмысление проблемы взаимоотношения человека и социума, находит свое отражение проблема приспособления к изменчивости окружающей социальной среды. Из приведенного примера мы видим, что современный человек разрывается между двумя тенденциями. С одной стороны ему хочется бать личностью, у него есть желание понять и познать себя, найти свое место в мире, а с другой стороны он меняет свой образ в зависимости от требований жизни, приспосабливаясь то к одним, то к другим условиям.
Еще один момент, на который можно взглянуть сквозь объектив фотокамеры это кризис коммуникации. Несмотря на огромное количество возможностей для взаимодействия, несмотря на культ информации и взаимосвязи в настоящее время человечество переживает коммуникативную трагедию на уровне личности. Эта тенденция отражена в серии «Двое» Натальи Носовой, так же представленной на «Второй Московской Биеннале современного искусства». Проект не несет в себе никакой креативной привнесенности, он лишь показывает выловленные из потока жизни сцены, включающих в себя двоих участников. Они объединены общим действием, происходящим вокруг, и стараются найти подход друг к другу, но не улавливают эмоционального взаимодействия. Их скрытые диалоги таят в себе не внимание к психологическим деталям, а щемящее чувство тоски, обусловленное невозможностью людей в век тотальной информатизации и коммуникации найти общий язык и понять друг друга. Здесь, без постановок и наигранности показана сама современная жизнь, в которой, размноженные реальности и образы стереотипы, убивающие личное Я человека приводят его к безграничному одиночеству. Этот пример еще раз показывает, что в своей внутренней жизни современному человеку не на что опереться, поскольку у него нет возможности найти самого себя, что еще раз обращает наше внимание на кризис идентичности. Ему сложно найти точку опоры даже во внешнем пространстве бытия, ибо при попытках заговорить, установить контакт и найти подход к своему соседу по пространству, он сталкивается с проблемой «трудностей перевода» с индивидуальных языков. Таким образом, человек информационной эпохи, находясь в среде, которая заставляет его постоянно взаимодействовать с Другими, лишен возможности к полноценному душевному контакту и истинной реализации потребности в общении, так как он не всегда может подобрать правильный механизм дешифровки языка своего собеседника.
Вторая проблема, обличаемая фотографией, связана с технократизацией мира. Появление компьютерных технологий и связанный с ними технический прогресс создали мир интерактивности, который открыл перед человеком неограниченные возможности, поспособствовавшие изменению в психологии людей, в их видении происходящих во внешнем мире процессов и отражении этих процессов в их мире внутреннем. Можно сказать, что в контексте произошедших изменений создается новый психо-эмоциональный портрет человека, вписанного именно в систему техномира и воспринимающего его исключительно с позиции произошедших преобразований.
Живя в окружении машин, потеряв способность понимать себе подобных, человек устремляется в область соревнования со своими техническими созданиями. Он ощущает себя божественным демиургом, вдыхающим жизнь в механические организмы, но именно это заставляет его безоглядно двигаться вперед в поисках их же превосходства, стараясь доказать что он сильнее себя самого. Для того, что бы держать марку господина Вселенной он совершает поступки, от которых не только кровь стынет, но и земля уходит из под ног, в чем опять таки можно убедиться с помощью фотографий. Здесь речь идет о таком ее жанре как экстремальная фотография. Она распространилась с усилением интереса к экстремальным видам спорта и не традиционным способам проведения досуга. Ее главная цель - фиксация «подвигов» участника или целой команды на протяжении соревнований, прохождение ими определенных маршрутов и этапов. Она должна представлять участников как героев, отражать концепцию человеческой борьбы со смертью или стихией, в чем наглядно реализуется стремление современного человека доказать свое всесилие и утвердить господствующий в его сознании принцип, что он - человек, который сильнее себя самого.
Подводя итог необходимо отметить, что вышесказанное свидетельствует о том, что современная фотография наглядно показывает нам метаморфозы, происходящие с человеком в условиях стремительной изменчивости условий его обитания. Она отражает события, происходящие в окружающем нас мире, она отражает все тенденции современности, документирует их, дает взгляд на положительные и отрицательные стороны происходящих в мире процессов. Именно светопись помогает подобрать ключи к душе современного человека, и показывает ее во всем многообразии проявлений. В данной статье были освящены серии фотографий, отражающие социальные проблемы, показывающие бытие человеческой личности в условиях техномира и информационного общества. В целом же сегодня именно фотография дает возможность увидеть, что агрессия, жестокость и апатичная искусственность людей является лишь их реакцией на современную среду обитания, а в глубинах их естества светятся забитые, но еще живые души.