Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Формирование социально-профессиональ-ных компетенций у будущих психологов - одна из актуальных проблем современного высшего образования. Решение данной проблемы будет зависеть от понимания сущности данных компетенций и их содержания для специальности «Психология».

Ранее мы уже рассматривали и подробно обосновывали понятие социально-профессио-нальных компетенций [1]. Сейчас лишь отметим, что социально-профессиональные компетенции мы определяем как интегральные качества личности, проявляющиеся в общей способности и готовности ее к самостоятельной и успешной профессиональной деятельности в условиях реальной социально-профессиональной ситуации, основанные на профессиональных знаниях, умениях и навыках, опыте, ценностях и склонностях, приобретенных в процессе обучения.

Важнейший вопрос состоит в том, кто должен (или может) определять эти компетенции. Мы полагаем, что это может быть прерогатива работодателей, то есть тех, кто предъявляет определенные требования к психологу, определяет и устанавливает его функциональные обязанности. Во-вторых, как мы считаем, определять социально-профессиональные компетенции психолога должны профильные факультеты классических университетов, занимающихся подготовкой психологов. Однако мы не обнаружили ни с одной, ни с другой стороны каких-либо попыток решить этот вопрос.

Основываясь на требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Психология» [2], мы считаем, что к числу социально-профессиональных компетенций психолога следует отнести компетенции: профессионально-коммуникативную; социально-перцептивную; креативности; социально-профессиональной ответственности; организационную; социально-профессиональной адаптивности; педагогическую, исследовательскую; профессиональной рефлексии; психолого-консультативную; психокоррекционную; экспертную.

Выпускник, получивший квалификацию «Психолог. Преподаватель психологии», может осуществлять учебно-воспитательную деятельность, должен владеть методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях. Следовательно, владение педагогической компетенцией - один из важнейших показателей профессиональной компетентности специалиста-психолога.

Мы исходим из того, что каждая из названных выше компетенций в качестве своих содержательных компонентов включает субкомпетенции. Педагогическая компетенция включает в себя субкомпетенции: преподавательскую (в нашем случае - преподавателя психологии в высшей школе); методическую; дидактическую; воспитательную. Разграничить данные субкомпетенции, провести между ними какие-либо более или менее четкие границы, практически невозможно. Все они, как правило, взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга. Например, преподавательская компетенция не может рассматриваться вне своего методического, дидактического аспекта, а также, в определенной мере, воспитательного компонента. Тем не менее, каждая из этих субкомпетенций характеризуется своими особенностями.

Преподавательская компетенция в целом предполагает способность и готовность преподавателя к самостоятельной и успешной преподавательской деятельности, включающей постановку перед студентами познавательной задачи, организацию лекционных и практических занятий, руководство самостоятельной, научно-образова-тельной работой студентов и т.п. Преподавательская компетенция немыслима без компетенции дидактической.

Владение дидактической компетенцией в широком смысле предполагает способность и готовность преподавателя самостоятельно и успешно решать в теории и практике методологические проблемы высшего профессионального образования. В узком смысле дидактическая компетенция - это качество личности преподавателя, проявляющееся в его способности и готовности самостоятельно реализовать конкретные методы обучения в высшей школе. Не случайно в педагогике высшей школы в неразрывном единстве рассматриваются понятия «дидактика» и «педагогическое мастерство».

Понятие «воспитание» в педагогической литературе рассматривается в широком смысле как система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека; в узком смысле - целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, определенных привычек и правил поведения [3]. Практически везде в литературе проблема воспитания поднимается только лишь в ключе обучения и воспитания детей. Между тем, поскольку процесс формирования и развития личности - непрерывный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека, не следует, на наш взгляд, игнорировать проблемы воспитания в высшей школе будущих специалистов. Еще Н.И. Пирогов писал, что система образования, обеспечивающая воспитание личности должна обеспечивать преемственность всех ступеней обучения. В этой связи перед преподавателем высшей школы, в частности перед преподавателем психологии, стоит непростая задача - не только обучения психологии, но и воспитания профессиональной культуры, психологической культуры у будущего специалиста, независимо от содержания его предстоящей профессиональной деятельности. Решение этой задачи немыслимо без владения психологом, преподавателем психологии воспитательной компетенции, предполагающей способность и готовность самостоятельно ставить и реализовывать цели, решать задачи воспитания студентов. Тогда многие сформированные личностные качества станут качествами профессионально важными для той или иной сферы деятельности.

Каким образом приобретается, формируется педагогическая компетенция? Процесс профессиональной подготовки будущих психологов включает такие дисциплины как «Педагогика», «Методика преподавания психологии» и др. Однако, как мы уже неоднократно подчеркивали, полученные в ходе теоретического обучения знания только тогда станут профессиональными компетенциями, когда проявятся в специфической социально-профессиональной ситуации, т.е. в реальной ситуации преподавания психологии.

В условиях вуза эту проблему призвана решить педагогическая практика, предусмотренная Госстандартом и учебным планом подготовки психологов. Исходя из цели практики (формирование у будущих психологов педагогических компетенций), нами были сформулированы следующие задачи: формирование интереса к преподавательской деятельности, адекватного представления о структуре педагогического труда; приобретение навыков подготовки к лекционным и практическим занятиям по психологическим дисциплинам; приобретение навыков чтения лекций, организации и проведения семинарских, практических, лабораторных занятий; установление делового контакта и налаживание эффективного сотрудничества с руководителем практики в вузе, где проходит практика; установление делового контакта со студентами учебной группы; формирование некоторых навыков воспитательной работы со студентами и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бозаджиев В.Л. К проблеме о социально-профессиональных компетенциях психолога // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - №12. - С. 93-95.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 020400 «Психология». - М., 2000.
  3. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004.