Российское образование, как и образовательные системы других стран, претерпевает серьезные изменения. Реализация Болонского соглашения подразумевает реформирование основных системно-структурных организмов учебного процесса: меняются приоритеты и содержание образования, вводятся новые стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом. Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становится ориентация на запросы студентов и создание оптимальных условий для их обучения и самореализации.
Кроме того, если раньше в эпицентре внимания находилась учебная работа, а вузовская наука была на периферии, то теперь научной деятельности студентов и преподавателей уделяется если не такое же, то гораздо большее внимание. Все чаще поднимается вопрос о путях совершенствования организации научной работы студентов и преподавателей. При этом, разумеется, нельзя сбрасывать со счетов традиционные методы и формы организации вузовской НИР: студенческие научные общества, профессиональные кружки, вузовские дни науки и конференции и т.д.
В целом планирование НИР и НИРС в вузе обычно опирается на следующие важнейшие позиции:
- преемственность научно-исследователь-ской деятельности;
- экономическая эффективность научных исследований;
- региональная ориентированность вузовской науки;
- международное и межвузовское сотрудничество;
- развитие молодежной науки.
При этом студенческая наука определяется как приоритетное направление деятельности, поскольку исследовательская работа студентов в любом вузе выступает одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных творчески решать проблемы, возникающие в ходе профессиональной деятельности выпускника. Научная работа студентов выступает органической составной частью целостной системы профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием. Система планирования НИРС, как правило, выстраивается, исходя из общих направлений научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательской состава вуза.
Важнейшей формой организации НИРС выступает СНО (студенческое научное общество), целью деятельности которого является:
- развитие творческого потенциала будущих специалистов;
- поддержка наиболее одаренных студентов в развитии их научно-исследовательской деятельности;
- вовлечение студентов в работу над актуальными проблемами современной науки, над достижениями российских и зарубежных ученых;
- привлечение студентов к НИР;
- укрепление связей вуза с научными организациями, подготовка резерва ученых в области профессиональной деятельности.
В рамках программы интеграции вузовской и академической науки одной из перспективных и наиболее эффективных форм организации НИР и НИРС является также создание базовых кафедр вузов в академических институтах. Входящие в научно-образовательные отделы институтов Российской академии наук, базовые кафедры способствуют активизации научно-исследовательской работы преподавателей вузов: взаимодействие педагогических и научных кадров является необходимым условием повышения уровня выпускных квалификационных и дипломных работ, диссертационных исследований, эффективно формируя потенциал молодых ученых. Полезно такое взаимодействие как вузу, так и системе академических институтов, которые в настоящее время столкнулись с проблемой старения кадров высшей квалификации.