Главная задача любой школы - передача социального опыта поколениям, которые могли бы в дальнейшем выполнять ту же функцию. К сожалению, далеко не каждый квалифицированный ученый заботится о том, чтобы его исследования стали делом жизни не только его самого. Воспитать учеников в научной сфере - дело не простое, требующее особых обстоятельств. К одному из них, прежде всего, следует отнести наличие фундаментальных научных идей, требующих своего воплощения в научных изысканиях и поисках силами не одного человека, а большого коллектива, объединенного общим замыслом, вдохновением. Если эти идеи становятся общими ценностями для этой группы, то можно говорить о гарантированном совместном научном труде.
В зависимости от глобальности, теоретической и практической значимости идей, рожденных и высказанных одним человеком, исследования могут выполняться поколениями учеников и соратников длительное время, расширяя и углубляя наши знания.
Наряду с научно-педагогическими школами, функционирующими в России, сложилась научно-педагогическая школа и в Калининградском регионе, основателем которой является доктор педагогических наук, профессор Олег Семенович Гребенюк. Им разработаны две концепции - концепция индивидуальности человека и концепция педагогики индивидуальности. Педагогика индивидуальности представляет собой область науки, включающую проблемы психологии (закономерности и механизмы развития индивидуальности) и педагогики (управление развитием индивидуальности, средства и условия ее формирования). Здесь внимание обращается на перестраивание педагогического процесса с тем, чтобы в нем сложились благоприятные условия для развития всех сфер психики учащегося, а именно - на психологическую сторону педагогического процесса, которая должна специально структурироваться таким образом, чтобы способствовать максимальной активизации всех психических процессов человека.
Научная школа по педагогике индивидуальности, созданная профессором О.С. Гребенюком, объединила преподавателей и аспирантов кафедры педагогики и психологии РГУ им. И. Канта, которой он руководил с 1988 по 2003 годы. Только на этой кафедре защитили (с 1995 г.) кандидатские диссертации по проблемам индивидуальности школьника и студента, проблемам формирования и развития индивидуальности субъектов педагогического процесса около 60 человек.
Научная школа по педагогике индивидуальности не ограничивается рамками Калининградского региона. Последователи концептуальных идей О.С. Гребенюка воплощают их, развивают и претворяют в жизнь в других регионах России (Татарстан, Волгоградская, Ярославская области, Санкт-Петербург), городах Беларуси (Минск) и Польши (Ольштын, Плоцк, Гданьск). В связи с этим, на наш взгляд, можно предложить для характеристики научной школы такой параметр, как наличие научной династии. Многие кандидаты наук, защитившиеся по проблемам педагогики индивидуальности, сегодня сами осуществляют руководство диссертационными исследованиями аспирантов и соискателей, готовят своих последователей и достойную смену. Научная династия - это показатель глубины, содержательности и перспективности научных идей и положений, верности и убежденности последователей в этом.
Важным обстоятельством для развития научной школы выступает интеграция авторской концепции, благодаря которой основана и функционирует научная школа, и других научных взглядов и подходов, выработанных другими учеными. Данное направление позволяет обогащать научную школу новыми аспектами исследований и привлекать дополнительные исследовательские силы. Так, сегодня можно отметить такой этап в развитии педагогики индивидуальности, который характеризуется интеграцией ее основных положений с другими современными концепциями и научными подходами. Ряд выполненных исследований доказывает реальную возможность рассмотрения моделей формирования индивидуальности педагога на основе единства положений педагогики индивидуальности и компетентностного (Л. Хурло, Д.В. Голубин, В.П. Гурова), андрагогического (М.В. Гончар, Л.В. Линевич), позиционно-ситуативного (Т.Б. Гребенюк), проектно-рефлексивного (С.М. Конюшенко) и других подходов.
Обобщая сказанное, отметим основные факторы развития научной школы: наличие концепции, имеющей фундаментальный характер; наличие коллектива учеников - единомышленников и последователей; научное руководство автором концепции исследованиями учеников; династия исследователей и научных руководителей в рамках научной школы; интеграция научных концепций, теорий, подходов.