Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

 

Краснодарский кооперативный институт, являясь филиалом Российского университета кооперации, взяв под свое руководство другие учреждения, создал образовательный комплекс "лицей - колледж - вуз", состоящий из лицейских 10-го и 11-го классов, кооперативного колледжа, двух факультетов высшего профессионального образования - экономического и управленческого и подразделения повышения квалификации специалистов. Комплекс поставил перед собой задачу разработки и осуществления системы непрерывной подготовки и повышения квалификации кадров для отрасли народного хозяйства - потребительской кооперации.

Ценность специалиста этой отрасли напрямую зависит от его способности включаться в социум, выполняя в нем и для него свои трудовые действия. Поэтому одной из основных задач подготовки специалиста в нашем комплексе является профессионально-трудовая социализация обучаемых.

Мы решаем эту задачу на основе предложенного профессором Э.Г.Малиночкой ситуационно-функционального подхода. На каждом этапе образовательного процесса, в каждом его звене сначала складывается и всегда существует образовательная ситуация и затем в ней включается в действие функциональная система.

Ситуация процесса профессионально-трудовой социализации личности состоит из блоков готовности обучаемого к социализационным действиям, готовности наставника к профессионально-трудовой социализации и средств формирования и развития соответствующих социальных качеств.

В свою очередь, готовность обучаемого состоит из постоянно меняющегося состояния социума отрасли и вокруг нее и потребности в социализованности профессионала, состояния самой социализованности личности, желаний обучаемого относительно его профессионального включения в социум и поставленной текущей цели социализации.

Готовность наставника (педагога) складывается из его профессиональной (педагогической) образованности, информированности о состоянии обучаемых и актуальности составленной им программы действий.

К средствам профессионально-трудовой социализации относятся изучаемый учебный материал профессионального содержания, правила действий, выполняемых в процессе трудовой деятельности, качества личности субъектов этого труда, существующие ценностные ориентации и т. п.

Компоненты ситуации - это условия, в которых протекает рассматриваемая социализация. Они не обособлены от каких-либо других условий образовательного процесса. Они требуют включения, вкрапления в выполняемую деятельность информации, действий, адекватных профессионально-трудовой социализации.

Когда условия образовательного процесса созданы, можно включать его функционирование. Функциональная система профессионально-трудовой социализации содержит объект деятельности (материальный или идеальный), который преобразовывается (анализируется и т. п.) обучаемым. При этом его сознание выполняет многосторонние действия. Осмысливаются представления о проявлении профессионализма в рассматриваемой трудовой ситуации. При этом проявляется эмоциональность ее переживания. Складывается ценностное отношение к ней. Продумываются или выполняются варианты коммуникаций. В результате наблюдается последствие или просто делается заключение о том, что в таком случае произойдет. Так обучаемый осознает закономерности профессионально-трудового социума.

Исходя из обозначенной здесь сущности профессионально-трудовой социализационной ситуации и действий обучаемого в функциональной системе, мы построили соответствующие действия в образовательном комплексе лицей - колледж - вуз.

Чтобы сделать ситуацию как можно более благоприятной для социализации, педагогический коллектив образовательного комплекса принимает меры к усилению связи содержания образования с производством, социумом и жизненными интересами обучаемых. Он тщательно изучает потребности в кадрах отрасли потребительской кооперации, с одной стороны, и познавательные, профессиональные, житейские интересы учащихся старших классов и всех ступеней своего комплекса, с другой стороны. На основе их сопоставления принимаются решения о вводе дополнительных, факультативных курсов, тем и практических задач в существующие курсы и включении адекватных примеров, проблемных ситуаций в учебный материал и в организацию занятий. Так, на факультете среднего профессионального образования (колледж) введены и пользуются большой популярностью дополнительные специальности: секретарь-референт, бармен, лаборант и др. Часть студентов института в процессе обучения приобретает по две - три дополнительные специальности и после его окончания именно по ним начинает свою трудовую деятельность.

Особенно большое значение информация о состоянии социализованности обучаемых имеет при разработке программы и плана занятий. Она собирается путем наблюдения в процессе обучения, на внеучебных мероприятиях, в общении на переменах и в других условиях, при помощи анкетирования, тестирования по разнообразным методикам и т. д. Учет этой информации существенно помогает педагогам наводить обучаемых на действия, развивающие их учебную, деловую и общественную активность.

Например, учащаяся факультета среднего специального образования Т. В. сначала получила поручение организовывать культурно-массовую работу в группе. Но она не проявляла никакого старания в его выполнении, вела себя очень пассивно. Однокурсники не проявляли к ней внимания. Но однажды на классном часе-тренинге «Давайте познакомимся» она показала себя в другом качестве: с юмором рассказала несколько историй, оригинально драматизировала сценки из студенческой жизни и показала интересные приемы произнесения комплиментов. После этого группа приняла ее как лидера своей художественной самодеятельности. Через некоторое время группа под ее руководством добилась существенных успехов в смотре художественной самодеятельности. После окончания колледжа она поступила в экономический институт комплекса, в котором была активной старостой группы, на втором курсе написала очень интересную научную работу о молодежной субкультуре, получившую высокую оценку.

Для достижения полноценного формирования профессионально-трудовых социальных качеств педагоги проявляют заботу о полном всестороннем обеспечении соответствующих выполняемых обучаемыми действий: используют имеющиеся учебники, адекватно комментируя их текст; справочную литературу, энциклопедии; таблицы; графические модели; обучающие и тренировочные материалы программированного обучения; диалоговые интерактивные программы с широким использованием графики; гипертекстовые материалы, электронные продукты. Материал преподносится в форме, вызывающей положительные эмоции. Для повышения его эмоциональности используются аудио- и видео-записи, красочно оформленные мультимедийные средства. Для обеспечения адекватного ценностного отношения к рассматриваемым объектам, теоретическим положениям, рекомендациям проводится внимательный мониторинг оценочных позиций обучаемых, включение их в разнообразные оценивательные действия, в такие жизненные и теоретические ситуации, в которых проявляется ценность рассматриваемых обстоятельств. Наиболее эффективными здесь оказываются решение практических задач, ситуации самооценки обучаемых, диспуты, рефераты, курсовые и научные работы. Постоянно проявляется забота о включении обучаемых в разнообразные коммуникативные ситуации. Для этого используются элементы драматизации, деловые игры, компьютерные коммуникации, информационно-поисковые системы, организация диалогов и т. д.

Для преобразования обучаемым информации в рамках функциональной системы используются средства анализа и синтеза, реконструкции изучаемых объектов, компоненты информации из смежных областей, компьютеризированные системы поиска информации, протоколирование и последующий анализ итогов тестирования, моделирование рассматриваемых явлений, разнообразные инструментальные средства познавательного характера, электронные таблицы, почта, графические и текстовые редакторы и др.

Мы стремимся поднять на высокий уровень роль, значение и методику субъект-объектных отношений в образовательном процессе. Преподаватели укрепляют свою ведущую роль в нем искусным наведением обучаемых на продуктивные способы поиска ответов на проблемные вопросы. Это развивает творческие способности учащихся, студентов и слушателей, повышает результативность их решающих действий в процессе обучения, качество усвоения материала и значимость конструктивных предложений при выполнении научных работ и построении новационных конструкций в послевузовском дополнительном образовании.

На занятиях по каждой учебной дисциплине вносится вклад в профессионально-трудовую социализацию учащихся. Например, при изучении английского языка на занятии по теме «Деловая поездка» 2-го курса факультета среднего специального образования сначала вводится лексика делового этикета и ключевых фраз с активизированием ее при помощи аудио-визуальных средств. Затем студенты проговаривают ее, выполняют морфологический разбор, составляют и проговаривают собственные предложения с новыми словами и пишут упражнения по заполнению в дидактических карточках пропусков в предложениях.

В качестве инструментария профессионально-трудовой социализации преподаватели используют игровые и неигровые имитационные технологии, производственные и другие ситуационные задачи и упражнения, анализ конкретных случайных ситуаций и микроситуаций, метод инцидентов, игровое проектирование, информационный лабиринт, «папку руководителя с входящими документами», «папку секретаря-референта». Проводятся групповые дискуссии, психодиагностика, просмотр видеозаписей игр с разбором и обсуждением выявленных аспектов поведения участников, моделирование конкретных проблем самих обучаемых. Используются разыгрывание ситуации в ролях, ролевые игры с предписаниями и конкретными ролями, дидактические деловые игры, мыследеятельностные имитационные технологии.

Преподаватели со студентами совместными усилиями добиваются осмысления представлений о проявлениях профессии и труда в социуме (элементы научного исследования).

Преподаватели планируют и обеспечивают достижение обучаемыми таких результатов, которые приносят им ярко переживаемое чувство радости (конкурсы «Лучший по профессии», состязания коллективов с чествованием победителей, награждения коллективов за высокие достижения в овладении профессиональными, трудовыми и социальными качествами).

Отслеживаются путем опроса по общепризнанным в науке методикам изменения в состоянии ценностных ориентаций и в соответствии с получаемыми результатами предусматриваются меры по их коррекции.

Профессиональная социализация в образовательной среде выполняет очень важную стратегическую задачу: закладывает основы, во многом теоретические, дальнейшей профессиональной социализации человека в процессе осуществления трудовых функций. Этот этап профессиональной социализации во многом основывается и развивает функции профессиональной социализации, полученные в образовательной среде.

На основе отмеченных подходов, приемов, методов и форм работы в комплексе лицей - колледж - вуз сложилась система профессионально-трудовой социализации его контингента, состоящая из следующих блоков.

В первый блок входит работа педагогического коллектива по изучению резерва своего контингента - профессиональной ориентированности учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений на отрасль потребительской кооперации, а также работа по профессиональной ориентации их на поступление в свой образовательный комплекс.

Вторым блоком является методическая подготовка педагогов к профессионально-трудовой социализации обучаемых, состоящая из соответствующих включений в теоретический и практический материал, подготовки социализированных заданий на производственную практику, проектировании сценариев мероприятий внеаудиторной работы с компонентами профессионально-трудовой социализации (КВН «Моя профессия - самая лучшая», ярмарки продаж хлебо-булочных изделий, чествование ветеранов производства, олимпиады, конкурсы, посещения предприятий своей отрасли и музея кооперации края, дискуссии на профессиональные темы, предметные олимпиады, разнообразные трудовые акции и т. д.). Сюда же относится планирование включений обучаемых в творческую, научную работу, связанную с социализацией (научные работы студентов, творческие встречи, заседания клубов и т. д.).

Третий блок - образовательно-материальное обеспечение профессионально-трудовой социализации личности. Это подготовка учебной литературы (пополнение библиотечного фонда, разработка электронных учебников и методических пособий), учебных лабораторий, производственных площадок (компьютерных классов, специальных кабинетов, мастерских и т. д.), технических средств и носителей информации к ним (разработка слайдов и т. п.), оснащение учебных помещений и мест отдыха.

Четвертый блок состоит из установления связей и встреч с ветеранами; мастерами по профилю профессиональной подготовки, работающими на предприятиях кооперации; подготовки условий для посещения передовых трудовых объектов и мероприятий по чествованию передовиков труда; организации условий для получения значимой информации о профессионально-трудовом социуме; снятии на видеопленку профессиональных эпизодов и монтаже фильмов о деятельности лучших предприятий местной потребительской кооперации.

При созданных в образовательном комплексе условиях личность обучаемого развивается в соответствии с упорядоченными движениями в ее мотивационной сфере, ценностных ориентациях, интересах, перспективах трудовой деятельности. Она претерпевает изменения, соответствующие ее намерениям и оценкам. Это происходит в процессе всего непрерывного профессионального образования. Этот процесс, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации, укрепляя и развивая профессиональное самовоспитание и непрерывное профессиональное самообразование в течение всего пребывания в отрасли (на учебе и в труде).