Образование является основным механизмом достижения новых национальных стратегических целей, среди которых - повышение уровня качества жизни населения, обеспечение устойчивого экономического роста на базе «экономики знаний», создание интеллектуального потенциала для развития России как инновационного общества. Поэтому высшее образование, в первую очередь педагогическое, должно уметь быстро адаптироваться к меняющимся потребностям общества и рынка труда, ориентируясь на профессиональную гибкость, самостоятельность, инициативность и конкурентоспособность выпускников. Это особенно важно для подготовки педагогов-естественников, в обучении которых тесно переплетены теория и практика, основы производственных технологий и концепции экологического мышления, наука и жизнь. Представляется, что в этих условиях выиграет тот, кто рискнёт выйти за узкопрофессиональные ведомственные рамки и не будет ждать наступления особо благоприятных условий для своих новаций. Об этом свидетельствует опыт работы на кафедре химии педагогического университета, где наряду с технологиями классической химии и образовательными методиками развивается междисциплинарное химико-экологическое и химико-валеологическое направление на базе сотрудничества с научно-исследовательскими, академическими и отраслевыми учреждениями г. Красноярска. Важнейшее место среди них занимают сектор иммунологии Красноярского научного центра СО РАН, кафедра гигиены и экологии человека Красноярской государственной медицинской академии, отделение физиотерапии Краевой клинической больницы, которые были предельно доброжелательны и открыты для научного сотрудничества. Такое содружество оказало поистине синергичный эффект: расширился методический арсенал хемилюминесцентного анализа; получен патент в области магнитотропных свободнорадикальных реакций крови; защищены кандидатская и докторская диссертации; изданы монографии; выиграны престижные гранты Министерства образования, РГНФ, краевого и городского научных фондов; ряд студентов удостоен высоких наград, включая стипендии Президента и Правительства Российской Федерации. Тематический спектр охватывает широкий круг вопросов - от проблем диагностики адаптационного потенциала организма человека до оценки экологического здоровья окружающей среды, включая проблемы «Зелёной химии». Исполнители чувствуют вкус к кропотливой, но увлекательной научной работе, результаты которой повышают не только их индивидуальный профессиональный рейтинг, но и суммарный научный потенциал учреждения. Действительно, ведь не для школы учимся (и учим), а для жизни.