Необходимость обновления стареющих педагогических кадров остро стоит на многих кафедрах разных факультетов Российского государственного медицинского университета (РГМУ). Особенно сложно найти кадры для преподавания морфологии и цитологии на медико-биологическом факультете (МБФ) РГМУ, программа которого существенно отличается от программ подготовки медиков на лечебном и педиатрическом факультетах университета. Связано это, прежде всего с тем, что одни и те же педагоги преподают студентам 1 и 2 курса МБФ анатомию, гистологию, эмбриологию и цитологию. Традиционно же в отечественных (но не в зарубежных) медицинских институтах анатомию и гистологию преподают разные специалисты. Поэтому кафедра должна самостоятельно готовить педагогические кадры из выпускников родного факультета, способных отвлечься от первоначальной специализации на врачей-биохимиков, биофизиков или биокибернетиков и переориентировать их на углубленное изучение морфологических дисциплин. Подготовка из выпускников МБФ морфологов требует предварительного отбора среди них студентов, способных освоить методы световой и электронной микроскопии, которые остаются передовыми среди исследований как биопсийного материала в клинике, так и экспериментального материала от животных в лабораторной практике. Применение же количественного анализа биомедицинских материалов, повышает информативность исследования и снижает субъективизм оценок со стороны морфологов. Эту задачу может облегчить научный студенческий кружок, который готовит МБФ-овцев к последующей научной и педагогической деятельности. Сначала необходимо сформировать у студентов общее представление об исследуемых объектах по результатам их знакомства с данными литературы, которые по большей части отражены в англоязычных журналах. Также в кружке студентов учат практическим навыкам получения полутонких срезов с кусочков органов, их окраске толуидиновым синим для светооптического наблюдения и оценке тканевого состава образцов с использованием окулярной морфометрической сетки. Эта процедура требует от обучаемых усидчивости и острого зрения при значительной мышечной скоординированности, так как им приходится длительно напрягать глаза и соотносить структурные элементы с перекрестиями сетки. После проведения светооптического исследования студентов обучают прицельной резке ультратонких срезов с этих же блоков при заточке пирамидки на конкретные объекты, их окраске уранилацетатом и цитратом свинца и просмотру приготовленных препаратов в электронном микроскопе. Наиболее сложным для студентов оказалось получение препаратов приемлемой толщины с минимальным количеством артефактов резки и окраски. Далее студентов обучают различать на электронограммах тканевые компоненты органов, оценивать характер межклеточных контактов, охарактеризовывать соединительнотканные составляющие, выявлять состояние сосудистой стенки и анализировать соотношение разных типов нервных волокон и их терминалей. Кроме того, их обучают количественному анализу клеточных составляющих органов на электронограммах. Части кружковцев предлагается самостоятельно подготовить доклад по данным литературы и изложить его на собрании студентов и преподавателей. По совокупности предложенных вариантов обучения отбирались наиболее способные студенты-кружковцы, и полученные ими результаты докладывались на студенческих научных конференциях (в том числе Пироговской), публиковались в отечественных морфологических изданиях, а лучших из них в последствии рекомендовали на кафедру морфологии МБФ для выполнения дипломной работы и дальнейшего продолжения учебы в аспирантуре РГМУ.