В Декларации Международной конференции по образованию (1994) указано, что высшее образование есть важнейший фактор подготовки человека к жизнедеятельности. Роль образования в современном обществе является определяющей, поскольку, грядущее общество есть "общество знаний", с тенденцией к интеграции, что обеспечивается созданием нового содержания образования и оценки его качества. Приобретение знаний, умение их осваивать и использовать, становится важнейшим условием, обеспечивающим не только успех человека в обществе, но и поступательное развитие самого общества (Вербицкая Л.А.,1996; Шадриков В.Д., 1996).
Борьба за управление здоровья современного человека невозможна без перестройки поведения людей, их привычек и установок, что подразумевает соответствующее поведение людей по укреплению и сохранению здоровья. Здоровье - это проблема медико-педагогического образования, и целью его является формирование медицинской культуры и грамотности у всех специалистов для развития мотиваций, способствующих здоровому образу жизни.
Методологической основой курса является концепция психофизического единства организма. Адаптационное реагирование мозга - основа индивидуальных особенностей деятельности человека. Современная психофизиология это наука о нейронных (мозговых) механизмах психических процессов и состояний. Понимание психофизических закономерностей реакций организма необходимо при подготовке к профессиональной деятельности, к перспективе профессионального роста, сохранению безопасности жизни, в том числе в экстремальных ситуациях, повышению социального статуса.
Предмет психофизиологии безопасности прошел апробацию при подготовке специалистов в области безопасности жизнедеятельности, социальной работы, физической культуры и спорта. Практическим разделом предмета явился авторский спецкурс «Основы психофизической саморегуляции» Т.В. Поповой (2001). В основе природы способности к саморегуляции находятся процессы системогенеза уже в пренатальном периоде, что обеспечивает достижение адаптивных поведенческих результатов.
Практические занятия включали обучение методикам саморегуляции (ПФУ) и оценки функционального состояния организма. При исследовании влияния ПФУ на кратковременную память, мы провели со студентами университета тест, результаты которого показали, что после ПФУ в средних строках происходит увеличение ошибок, а в последних уменьшение числа ошибок, что говорит о быстром восстановлении памяти после выполнения ПФУ на концентрацию внимания на фоне расслабления.
Факты, полученные в данной работе, указывают в пользу релаксационного эффекта ПФУ на вегетативные функции и оптимизирующего на функции двигательного аппарата, в том числе на ускорение восстановительных процессов. Мы считаем, что различные методы психофизической регуляции можно использовать у учащихся старших классов и студентов вузов, как средство психогигиены, снижения степени умственного утомления и ускорения восстановительных процессов.
Результаты анкетирования и устного опроса показали, что у студентов, освоивших навыки саморегуляции, отмечалось повышение интереса к основному предмету, углублению знаний, повышалась уверенность в своих силах при необходимости оказания помощи. Анализ опроса пяти студенческих потоков показал снижение заболеваемости, повышение настроения, самочувствия, улучшение взаимоотношений в семье и с друзьями, возникновение чувства единства с природой.
Известно, что подготовка профессионалов должна включать два направления: специальное, профессиональное и общую психофизическую подготовку. Знание психофизиологических закономерностей необходимо для выявления резервов организма и рационального управления адаптивным поведением. Включение курса «Психофизиология безопасности» в образовательную программу поднимает качество образования до международного уровня и обеспечивает умение специалиста сохранять и поддерживать здоровье, повышать профессиональную устойчивость и способствовать профессиональному росту.