В условиях современной экономики эффективность банковской деятельности определяется не только наличием крупного финансового капитала, но и качеством человеческого капитала, так как именно компетентность сотрудников поддерживает конкурентоспособность кредитной организации посредством того, как грамотно они осуществляют требования руководства. Это означает, на наш взгляд, что возрастает потребность в квалифицированных и профессионально подготовленных специалистах, которые только в том случае проявят себя, если начальство будет соответствующим образом проводить кадровую работу. Сейчас становится понятно, что для «лучших» специалистов заработная плата не стоит на первом месте, она является следствием таких приоритетов как возможности профессиональной переподготовки, карьерный рост, справедливая оценка деятельности. Необходимо отметить, что подготовка персонала для банковских учреждений отличается от подготовки сотрудников для промышленных организаций. Это естественно определяется спецификой деятельности и поэтому наталкивает на то, что необходима разработка новых и совершенствование уже существующих методов работы с кадрами.
Изучение вопроса руководства персоналом освещено во многих трудах как отечественных, так и зарубежных авторов. Мною были выделены такие, как А.Я. Кибанов, Ю.Г. Одегов, С.В. Шекшеня, В.И. Шкатулла, Д.Карнеги и др. Данные авторы широко известны своими публикациями в области управления персоналом, но они недостаточно характеризуют банковскую деятельность. Наиболее полно представлен материал в трудах А.Р. Алавердова, А.Е. Дворецкой и в таких журналах как «Банковское дело», «Финансы и кредит», «Аналитический банковский журнал».
Несомненно, вышеперечисленные методы находятся в непосредственной взаимосвязи, и их комплексное применение на практике обеспечит определенный результат и будет влиять на мотивацию персонала. Однако решающими должны быть такие методы, как аттестация сотрудников, повышение квалификации и переобучение сотрудников, развитие корпоративной культуры (под этим подразумеваем установление более доверительных отношений между начальством и сотрудниками низшего звена, что позволит им непринужденно предлагать идеи, которые впоследствии могут быть полезными). И рассматривать данные категории как методы, а не как второстепенные факторы. На наш взгляд, это основа, которая определит что необходимо сотрудникам банка и повысить конкурентоспособность банка на все 100%.
В современной быстро меняющейся рыночной среде кредитные организации могут добиться успеха только в том случае, если им удастся поднять методы своей работы на качественно новый уровень. Банковские учреждения должны работать гибко, создавая новые системы отношений как с партнерами по бизнесу, так и со своими сотрудниками, вырабатывая адекватные происходящим изменениям стратегии, пересматривать приоритеты в развитии.