Сегодня когда кредитным учреждениям приходится адаптироваться к изменениям внешней среды, данный вид деятельности становится особенно приоритетным, что требует внесения коррективов в стратегические направления. В настоящий период мы наблюдаем переориентацию коммерческих банков на розничный бизнес, который в течение последних лет развивается высокими темпами, требует расширения отделов вкладных операций, а также отделов потребительского кредитования, в которых должны работать квалифицированные специалисты.
Анализируя рынок труда банковских специалистов, занятых в области розничного бизнеса, мы наблюдаем все возрастающий спрос на них. Так, для выявления специфики кадровой политики, применяющейся в розничных банках, мы проанализировали работу в области управления персонала на примере нескольких кредитных организаций. Следует признать, что одним из приоритетных направлений в настоящий момент становится привлечение сотрудников с небольшим опытом. Как ни странно наибольшие карьерные шансы на успех имеют студенты банковской специальности. Так, при подборе молодых сотрудников на должности специалистов по продажам розничных продуктов, банки зачастую применяют различные методы собеседования, тестирования фундаментальных знаний, ролевых игр для выявления коммуникативных, адаптационных навыков, быстроты обучаемости специалистов.
Анализируя особенности образования и развития персонала, хотелось бы отметить важность этих факторов, уделяемых в розничном бизнесе. Здесь зачастую обязательной становится следующая структура подбора, проходящая следующим образом: после первичного отбора на вакантные должности участники проходят обычно недельный курс обучения, программа которого зачастую содержит: теоретический и практический части, включающих ролевые игры, самопрезентации и стажировки непосредственно на рабочем месте. Следующим этапом оценки является аттестация в виде тестирования и двухуровневое собеседование, по результатам которого выносится решение о зачислении в штат новых сотрудников банка.
Мы пришли к выводу, что исходя из кадровой политики банка, а также из его финансовых возможностей применяются различные способы обучения и развития персонала. Крупные банки, как правило, организуют повышение квалификации своими силами или привлеченными преподавателями для работы внутри организации с отрывом или без отрыва от работы. Так, для наиболее активно развивающихся бизнесов коммерческие организации открывают свои учебные центры с подготовленной командой региональных тренеров. Более мелкие банки пользуются услугами централизованных курсов повышения квалификации.