В настоящее время персонал представляет собой важнейший ресурс банка, так как именно от персонала зависит эффективность его функционирования. Поэтому важно грамотно управлять, создавать оптимальные условия для его развития и инвестировать необходимые средства. Главной целью управления персоналом банка становится своевременное обеспечение его подразделений специалистами необходимого количества и соответствующей квалификации.
Основная трудность кадрового планирования заключается в том, что сложно подобрать персонал определенной квалификации с определенным набором знаний, навыков и профессиональных качеств в связи с быстро изменяющимися условиями рыночной экономики (что особенно характерно для России). То есть банковский работник не может на протяжении нескольких лет пользоваться только первоначальным багажом знаний. Службе управления персоналом необходимо заранее планировать затраты на его переподготовку и повышение квалификации в соответствии с потребностью в выполнении новых видов работ, программ.
Как известно, для удовлетворения потребности в квалифицированных кадрах служба управления персоналом может использовать внутренние и внешние источники приобретения персонала. Считаем, что основные преимущества внутренних источников заключаются в отсутствии необходимости в адаптации персонала, сохранении конфиденциальности информации, развитии горизонтальных связей между подразделениями банка (при переводе работника из одного отдела в другой), уменьшении воздействия негативного влияния высокого уровня внутрибанковской специализации (т.е. уменьшении ограниченности работника своей узкой специализацией), мотивации персонала к развитию и карьерному росту.
Не менее эффективны и внешние источники приобретения персонала. В России в последнее время наиболее распространены такие источники привлечения персонала, как собственные сайты банков, советы знакомых и переманивание специалистов из других банков. Каждый из этих источников имеет свои плюсы и минусы. Так, например, недостатком фаворитизма является то, что банку приходится нести затраты на содержание протеже, т.к. такие работники часто лишь создают видимость работы. Исключение составляют добросовестные специалисты, которых обычно переманивают знакомые из других банков, обещая более высокую зарплату и лучшие условия труда. Однако фаворитизм имеет очень весомое преимущество, которое заключается в том, что банк, наняв знакомого или родственника «нужного» человека, может решить некоторые свои проблемы (например, заключить выгодную сделку, приобрести сильного партнера). Таким образом, выгода, полученная от найма этого ненужного сотрудника, будет значительно больше затрат на содержание в штате данного работника.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что в условиях нестабильности российской экономики и неустойчивости финансового сектора именно персонал становится долгосрочным фактором конкурентоспособности банка. И основная задача службы управления персоналом заключается в наиболее эффективном использовании этого ценного ресурса.