Можно сказать, что последние полтора-два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: «инновации» и «человеческие ресурсы». Наряду с понятием персонал в современном бизнесе все чаще стали говорить о таком явлении как человеческий капитал.
В отечественной и зарубежной научной практике можно выделить следующих исследователей, которые занимаются изучением освещенных понятий. Это В. Марцинкевич, Б. Гойло, С. Дятлов, А. Алавердов, Т. Шульц, М. Фридмен, Э. Денисон, Дж. Кендрик, Г. Беккер.
Термин «персонал банка» уже не новое понятие в теории банковского менеджмента. Он означает личный состав конкретного финансово-кредитного учреждения или часть этого состава, выделенная по признаку характера выполняемой работы. Персонал банка представляет собой группу специалистов, нежели единый организм. Отмечу, что эти специалисты отличаются высоким уровнем профессионализма и чаще всего узкой специализацией. Чем меньше банк, тем более универсальные сотрудники ему требуются, и наоборот.
С понятием «человеческий капитал» мы столкнулись сравнительно недавно. Многие авторы, исследующие данный феномен, сходятся во мнении, что успех в той или иной сфере бизнеса в большей степени обусловлен совокупными действиями людей, которые составляют коллектив конкретного предприятия, нежели манипуляциями финансовыми потоками (хотя и они, безусловно, важны).
В современной экономической практике, наверное, ничто так не беспокоит топ-менеджеров, как необходимость включения персонала в список стратегически важных факторов бизнеса. Это бы означало для банков увеличение денежных вложений на оценку, обучение, аттестацию сотрудников и, как следствие, отвлечение значительного количества средств из финансового оборота компании на «второстепенные» нужды. А это и напрасно, ведь финансовые вложения в улучшения потенциала компании (читай: в человеческий капитал банка) в перспективе имеют во много раз большую окупаемость, нежели сделки с заранее оговоренным процентом прибыли.
Из сказанного следует, что в интересах банка относиться к персоналу не как к дополнительному элементу осуществления деятельности, а как к фактору, без которого его деятельность, в принципе, не представляется возможной. В этом случае соотношение меняется. В зависимости от того, чему в перспективе отдается предпочтение - персоналу, как элементу, или капиталу, как главному условию - должна выстраиваться политика банка с четкой привязкой существующих в банке человеческих ресурсов к стратегическим целям, которые стремится достичь банк.