Трудовой потенциал банка - имеющиеся в настоящее время и прогнозируемые в будущем трудовые возможности, которые, на мой взгляд, характеризуются количеством квалифицированных наемных работников, профессионально-образовательным уровнем персонала, другими качественными характеристиками. Безусловно, мы рассматриваем потенциал как возможности сотрудника в долгосрочной перспективе с учетом его возраста, уровня образования, практического опыта, деловых характеристик, уровня мотивации.
Важнейшим ресурсом банка является его персонал. На мой взгляд, долговременный успех любой организации зависит от наличия необходимых служащих в нужное время на правильно выбранных должностях. При разработке кадровой политики банка - системы теоретических принципов, форм, методов и критериев работы с кадрами - существенным, на мой взгляд, является учет перспективы оптимального раскрытия и использования трудового потенциала наемных работников.
В рамках кадрового планирования банк осуществляет мероприятия по выявлению сотрудников с высоким потенциалом профессионального роста; и, по-моему, целесообразно контролировать мероприятия по продвижению этих работников, раскрытию их возможностей. При условии, что уровень трудового потенциала не является удовлетворительным, мне представляется необходимым провести корректировку требований к профессионально-квалифицированным, демографическим и социальным характеристикам сотрудников банка. Ответственность за проведение кадровой политики, направленной на абсолютное и результативное использование навыков и умений каждого сотрудника, несет руководитель отделения. Каждый линейный руководитель отвечает за подготовку и обучение своих подчиненных, за их профессиональное и личное развитие.
Цель планирования потребности в рабочей силе - мероприятия, которые должны обеспечить банк нужным количеством работников необходимой квалификации. Количественная оценка потребности в персонале основывается на анализе стратегического плана развития банка, организационной структуры, прогнозе проведения обучения, повышения квалификации сотрудников. При этом важной, на мой взгляд, является информация о количестве клиентов, отчетов, заполненных вакансий, операций, требующих определенного вида обработки. Наиболее часто используются 3 количественных метода: анализ нагрузки, анализ соотношений и моделирование.
Анализ нагрузки, безусловно, необходимо применять в условиях, когда содержание работы сотрудника ограничивается выполнением малых видов операций, носит повторяющийся, однообразный характер, например, труд операциониста. Используя этот метод, руководитель получает число работников, необходимых в его подразделении для выполнения всего объема работы, путем определения количества времени, которое потратят на выполнение каждого вида операции за год.
Качественная оценка потребности в персонале, на мой взгляд, более сложный вид прогноза, поскольку существует необходимость учитывать ценностные ориентации, уровень культуры и образования, профессиональные навыки и умения того персонала, который необходим банку. Безусловно, затруднения в большей степени вызывает оценка потребности в управленческом персонале, так как необходимо учитывать возможности сотрудников определять рациональные оперативные и стратегические цели работы, готовность к переменам, стремление постоянно учиться и готовность к принятию сложных управленческих решений.
Необходимо также отметить возможность применения субъективного подхода к оценке потребности в персонале, при условии, что линейные руководители знают, сколько людей им необходимо для эффективной работы и умеют создать условия для достижения положительных результатов. По моему мнению, необходимо применять этот метод, чтобы поставить точку при принятии решения о необходимости увеличения или уменьшения числа наемных работников.
Итак, одним из основных факторов, лимитирующих трудовой потенциал, являются хорошие управляющие, главная обязанность которых развитие способностей работников данного банка. Каждое предприятие желает развивать свой кадровый потенциал. Но не всегда уделяется должное внимание повышению квалификации, профессиональному и личностному росту каждого сотрудника организации. Важный момент в оценке персонала - разработка организационного и финансового планов укомплектования, включающих разработку программы мероприятий по привлечению персонала, расчет финансовых затрат на привлечение и оценку персонала, реализацию оценочных мероприятий, разработку программ развития персонала.