Осмысление педагогической поддержки студентов связано с анализом их адаптивного поведения. Адаптивное поведение студентов - это сложная междисциплинарная проблема, включающая в себя множество аспектов. Анализ категории адаптивных способностей с позиции философии, психологии, социологии, медицины и педагогики позволил раскрыть его сущность через понятие «адаптация» и «поведение». Адаптация понимается не как процесс пассивного приспособления, а как взаимоприспособление и развитие субъектов образовательной деятельности. Адаптация предполагает формирование психологических защит и новообразований. Поведение представляет целенаправленное действие, определяемое эмоциями, чувствами, эмоционально окрашенными установками (К.Р. Роджерс). Отсюда, адаптивное поведение рассматривается как когнитивное, аффективное, конативное функционирование субъекта учебной деятельности, обеспечивающее его развитие как личности. Образовательная среда как пространство адаптационного процесса, биологические факторы, связанные с проблемами юношеского возраста, изменение статуса в коллективе, новый тип межличностных взаимоотношений - причины риска дезадаптации студентов к образовательной среде. Проблема педагогической поддержки студентов отличается многоуровневостью и многоаспектностью. Адаптивное поведение студентов являются не только одной из наиболее актуальных проблем современности, но и сложной педагогической проблемой, что дает возможность выявить новые подходы к теории педагогической поддержки студентов (гуманистический, системный, этнофункциональный, экологический, целостный, личностный, дифференцированный) и уровни анализа. Итак, мы убеждены, что педагогическая поддержка является необходимым условием полноценного личностно-профессионального развития субъектов образовательного процесса. Аналитический обзор представлений об адаптации студентов позволил выявить феноменологическое поле, которое принимается во внимание при создании модели адаптации студентов.
Для построения модели адаптивности на наш взгляд наиболее важными являются следующие компоненты: самооценка "Я образа", создание средней степени нервно-психического напряжения, мотивация деятельности, развитие инициативности, ответственности, уровня интернальности и стресооустойчивости-тревожности. Исходя из логики нашего исследования, мы выделяем в качестве первого целевой блок, включающий в себя определение цели и задач профессионального образования студентов в соответствии с социальным заказом, требованиями государственного образовательного стандарта и особенностями учебных дисциплин, изучаемых в вузе, интересов и склонностей студентов. Анализ модели позволил выделить следующие блоки:
- Диагностический, включающий комплекс методик для выявления уровня адаптации.
- Содержательный, включающий в себя теоретико-познавательную деятельность, организационно-управленческую работу, личностно-развивающую деятельность.
- Организационный, основанный на методах формирования профессиональной направленности, организации и управления, формирования личностных качеств.
- Функциональный, обеспечивающий теоретико-познавательные, адаптационно-ориентированные, рефлексивно-оценочные, прогностические, персонификационные функции.
- Результативный, включающий в себя подготовку специалиста, готового к перманентному самообразованию и адаптированность студента к образовательной среде.
Соотнеся личностный потенциал студента с формами организации учебно-профессиональной деятельности, мы пришли к заключению, что наша модель будет эффективна при реализации комплекса педагогических условий: актуализация профессионально-познавательного интереса студентов вуза; учебно-методическое сопровождение процесса активизации самостоятельной работы студентов; проектирование индивидуальных программ саморазвития профессионально важных качеств.
Развитие адаптационного поведения студентов обеспечивается следующими средствами:
- Психолого-педагогический комплекс диагностики адаптивного поведения студентов в процессе обучения.
- Тренинги, обеспечивающие развитие адаптивного поведения студентов.
Для разработки нашей модели нам необходимы критерии адаптации. В современной теоретической педагогике существует множество критериев, по которым можно выделять и анализировать системы в образовательном процессе. Для нашего исследования наиболее приемлемой является структура, основанная на выделении основных критериев процесса адаптации студентов к образовательной среде вуза: поведенческий, эмоционально - аксиологический, когнитивный, мотивационно - потребностный и включающая следующие уровни: дезадаптивный- адаптивный -творческий.
Модель адаптации студентов отражает структурно-функциональные связи между целевыми аспектами, средствами взаимодействия, результатом, субъектом, объектом, информационно-методическим обеспечением, условиями педагогической поддержки студентов. Для эффективной организации процесса адаптации студентов, необходима реализация целого ряда подходов, разработанных современной педагогической и психологической наукой. Базовой ценностной ориентацией служит личностный подход, предполагающий самоценность личности студента как субъекта образовательного процесса. Межличностные взаимоотношения на основе гуманистических и экзистенциальных позиций обеспечивают психологически комфортную среду. Логика построения модели адаптации студентов как субъектов образовательной деятельности, опиралась на следующие парадигмальные установки: парадигма соответствия в системе «личность - среда» в рамках экологического подхода; процессуально-когнитивная парадигма как условие личностно-профессионального развития; превентивная система интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса. Отсюда следует, что важным компонентом структуры системы адаптации студентов является интегральная оценка и качественная спецификация дезадаптивного поведения: макроанализ (личность - среда); мезоанализ индивидуально-личностных форм адаптации в условиях усложненной учебной деятельности и организации образовательного пространства, субъективного отношения к кризисной ситуации; микроанализ адаптационных ресурсов личности. Информационно-оценочная процедура позволила рассматривать дезадаптивное поведение студентов как многоаспектный феномен: следствие дисбаланса между требованиями окружающей среды (физической, социальной, образовательной) и адаптационными ресурсами человека, результат когнитивной и эмоциональной оценки кризисной ситуации, ограниченность механизмов личностной регуляции деятельности и поведения.
По данным различных исследований (P.P. Бибрих, И.А. Васильев, А.Г. Григорьева, В.П. Невзоров, Т.М. Чурекова, Е.В. Сидоренко) в основе затруднений студентов младших курсов лежат следующие факторы: недостаточная фактическая подготовленность по программе средней школы; слабая выраженность навыков учебной работы (словесно-логические, рациональное мышление), низкий уровень концентрации и распределения внимания, волевой регуляции; убеждение в том, что кто-то должен их всему научить, показать и объяснить (пассивная роль); невысокий уровень культуры, нравственной и трудовой воспитанности, социальной зрелости, ограниченный жизненный опыт; недостаточная выраженность установки студентов на приобретение профессии наряду со слабым проявлением ценностного отношения к знаниям; неуверенность многих студентов в том, что им по силам успешное обучение в вузе.
Непременным условием управления процессом адаптации является знание социально-психологической характеристики личности современных студентов. Проанализировав факторы адаптации студентов к образовательному процессу в вузе, мы предлагаем организационно-педагогические условия педагогической поддержки, которую необходимо учитывать при построении модели адаптации студентов.
- Педагогический фактор адаптации. Основными организационно-педагогические условиями являются: диагностика и коррекция затруднений учебной деятельности, тренинги личностного роста и адаптации в соответствии с особенностями студентов, задачами социально-профессиональной адаптации.
- Социально-психологический фактор адаптации. Основные организационно-педагогические условия: диагностика и коррекция социального статуса студентов посредством организации коллективной и групповой работы.
- Мотивационный фактор адаптации. Для данного фактора адаптации характерны диагностика и коррекция мотивации учебной и профессиональной деятельности.
- Аксиологический фактор адаптации. Основными организационно-педагогическими условиями являются: диагностика и коррекция социально-ценностных и профессиональных ориентаций и отношений студентов.
- Коммуникативный фактор адаптации. Основные организационно-педагогические условия: диагностика и коррекция педагогического взаимодействия; создание педагогических ситуаций для активного взаимодействия с коллективом студентов и преподавателей, работодателями и социумом.
- Психофизиологический фактор адаптации. Для данного фактора адаптации характерны такие организационно-педагогические условия как осуществление мер по обеспечению здоровьесберегающего обучения.
В нашей модели адаптации студентов к образовательному процессу наибольшее внимание мы уделяем социальным факторам (социальный заказ; ГОС). Педагогическими условиями в этом случае являются: актуализация познавательного интереса студентов вуза; учебно-методическое обеспечение процесса активизации самостоятельной работы; проектирование индивидуальных программ саморазвития профессионально важных качеств) и личностным (уровни сформированности познавательного интереса; уровни управления и самоуправления самостоятельной работой; уровни развития профессионально важных качеств) факторам.
Реализация модели адаптации студента в его личностно-профессиональном становлении в образовательном пространстве вуза требует соблюдения следующих педагогических условий: вхождения студента в профессию через развитие общих и специальных способностей на основе овладения базовым компонентом культуры; направленности педагогической деятельности на присвоение студентом индивидуально значимых смыслов образования и профессии, развитие его субъектности; опоре куратора на субъектный опыт студента; системе взаимодействия и отношений педагога и студента, построенной на гуманистических ценностях; защите прав и интересов студента на всём образовательном пространстве вуза; атмосфере ценности человека, его компетентности и творчества в жизни вуза; договоре как способе урегулирования отношений куратора и студента; наличие педагогов, способных работать в гуманистической позиции и владеющих индивидуальными и групповыми методами педагогической поддержки и адаптации.
Адаптивное поведение студента определилось как сложное, междисциплинарное, процессуальное образование, которое является результатом активности студента и включает концентрирование, самосозидание его регулятивных возможностей при условии педагогической поддержки. Педагогическая поддержка направлена на осознание личностью собственных адаптационных ресурсов, критический анализ объективных и субъективных препятствий, оценку вероятности возникновения критических ситуаций, осознанное составление плана действий. Педагогическая поддержка невозможна без модели адаптации студентов, которая включает в себя целевые аспекты, научно-теоретическое, организационное, методическое обеспечение. Следовательно, педагогическая поддержка молодежи, которая состоит в помощи адаптации студентов к учебному процессу в вузе крайне необходима. Работа выполнена по заказу Министерства образования (госбюджетная тема ГБ 1.1.06).
Работа представлена на научную международную конференцию «Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса», Индонезия (о. Бали), 9-16 декабря 2008 г. Поступила в редакцию 20.11.2008.