В экспериментах на крысах моделировали лихорадку трехкратным внутримышечным введением пирогенала в дозе 100 мкг/ кг массы тела. Контрольным крысам вводили апирогенный раствор в том же объеме и тем же способом, что и опытным. Использовали этаминал натриевый наркоз (50 мг/кг массы тела животного). В лимфе грудного протока и венозной крови определяли подержание натрия, калия, кальция, магния и железа Данные обработаны статистически с использованием параметрического t критерия Стьюдента.
Исследования показали, что лихорадка сопровождается повышением содержания кальция и магния и снижением железа в лимфе и крови. Так, в центральной лимфе уровень кальция при лихорадке составил 2,74±0,29 ммоль/л (Р<0,05) , магния - 0,83±0,08 ммоль/л (Р<0,05), железа - 7,5±1,02 мкмоль/л (Р<0,05), против 1,64±0,16, ммоль/л, 0,41±0,04 ммоль/л, 18,8±2,11 мкмоль/л соответственно по сравнению с контрольными крысами. В крови сдвиги в содержании изученных параметров были менее выражены. Динамики в количестве натрия и калия в жидкостях организма не наблюдалось.
Поскольку даже незначительные сдвиги в содержании натрия и калия в биологических жидкостях и тканях организма сопровождаются серьезными, порой несовместимыми с жизнью, последствиями, длительное сохранение постоянства их концентрации при лихорадке свидетельствует о больших компенсаторных возможностях организма при этом патологическом процессе. Уровень кальция может увеличиваться за счет ионизированных форм при действии катехоламинов. Катехоламины, активируя аденилатциклазу, увеличивают образование цАМФ, ускоряющего трансмембранный ток кальция и повышающего кальциевый обмен субклеточных мембран. Ионы кальция также освобождаются из мест локализации под действием гистамина и ионов калия. Снижение содержания железа, вероятно, связано с тем, что оно используется для активации процессов перекисного окисления липидов.
Таким образом, при экспериментальной лихорадке лимфатическая система играет существенную роль в перераспределении и транспорте биометаллов в жидкостях организма.