Одним из наиболее сложных и одновременно очень важным в прикладном отношении разделом анатомии человека является возрастная морфология, в частности - эмбриология человека. Знание основных этапов и критических периодов его индивидуального развития, сроков закладки органов и их систем, основных процессов и механизмов органогенеза безусловно необходимо для будущего врача, поскольку без этого невозможно сформировать правильное представление о становлении нормального строения человека во всем разнообразии его индивидуальных вариантов и возникновении врожденных анаомалий его органов, планировать и осуществлять эффективную профилактику, диагностику и коррекцию отклонений в развитии человека. Однако вопросам развития в анатомии человека отводится неоправданно мало учебного времени, главным образом в рамках лекционного курса и самостоятельной внеаудиторной работы студентов. В существующих учебниках по анатомии человека вопросы развития освещены слабо, нередко с ошибками, многие данные устарели. На кафедрах гистологии и медицинской биологии студенты изучают главным образом вопросы общей эмбриологии и эмбрионального гистогенеза, на кафедре патологической анатомии они знакомятся с проблемами тератологии. Для восполнения указанного пробела в организации учебного процесса и учебно-методической работы на кафедре анатомии человека, а также облегчения усвоения студентами обширного и насыщенного материала по данному разделу мною изданы учебные пособия «Основы эмбриологии. Вопросы развития в анатомии человека» (СПб, 2003, 2004 - первое и второе издания, 400 с., 328 илл.) и «Анатомия детского возраста. Вопросы развития человека» (СПб, 2007, 40 с., илл.), рассчитанные на студентов медицинских вузов и факультетов. В этих пособиях кратко изложены основные сведения о развитии человека и его органов до и после рождения, преимущественно анатомического плана, а также о филогенезе органов и аномалиях их развития. В дополнение к указанным пособиям предлагаются 600 контрольно-обучающих тестовых заданий, которые охватывают ключевые вопросы развития человека и его органов. Они составлены на основе материалов базовых учебных пособий, которые были учтены автором также при написании учебного пособия «Анатомия человека (тезисы лекций)» (СПб, 2004, 2005 - первое и второе издания, 72 с.). Таким образом сформирован полный цикл из 4 учебных пособий, облегчающих самостоятельное освоение студентами программного материала по вопросам развития и самоконтроль приобретенных знаний. Тестовые задания сгруппированы по темам основных лекций по анатомии человека - «Начальные этапы онтогенеза человека», «Особенности строения детского организма», анатомия и развитие органов основных систем и аппаратов. Тестовые задания составлены в виде незавершенного предложения. В конце каждого задания приводится курсивом, в квадратных скобках ответ. Поэтому предлагаемое учебное пособие «Вопросы развития в анатомии человека. Контрольно-обучающие тестовые задания» (СПб, 2005-2007 - первое-четвертое издания, 31 с.) может быть использовано как для обучения студентов, так и для контроля (самоконтроля) их знаний, текущего и итогового (экзаменационного). Дополнительно выпущена книга «Эмбриология человека» (СПб, 2005, 128 с., 75 илл.), в которой сжато изложены основные сведения о пренатальном развитии человека и его органов. Это учебное пособие расчитано на слушателей факультетов довузовского образования (медицинские классы и лицеи) и высшего сестринского образования.Базовой в указанном ряду учебных пособий является книга «Основы эмбриологии. Вопросы развития в анатомии человека». Она состоит из введения, 7 глав и списка дополнительной литературы. Во введении даются определения возрастной анатомии, эмбриологии и геронтологии, кратко описаны история эмбриологии и ее значение. В I главе «Начальные этапы онтогенеза человека» приводятся определение онтогенеза, классификация его периодов, описаны основные стадии эмбрионального периода развития человека, его внезародышевые органы и оболочки, критические периоды в онтогенезе человека, механика инидивидуального развития (краткий морфологический очерк). Следующие 6 глав книги посвящены описанию развития (в онто- и филогенезе) костей и их соединений, скелетных мышц, внутренних органов, сердечно-сосудистой и нервной систем, эндокринных желез. Каждая глава снабжена большим количеством иллюстраций, в том числе оригинальных схем и фотографий с макро- и микропрепаратов. Список дополнительной литературы включает 34 источника. Книга «Эмбриология человека» - упрощенный вариант базового пособия. Его главной особенностью являются приложения, которые обобщают предложенный читателю материал: «Внутриутробное развитие человека (резюме)» - основные стадии и строение организма на каждой из стадий; «Развитие зародышевых листков и осевых органов (инициальный органогенез)»; «Источники развития органов в эмбриогенезе»; «Краткий эмбриологический словарь».