В условиях интернационализации высшего образования приобретают актуальный характер проблемы международной аккредитации образовательных программ, как для обеспечения международного сотрудничества, так и для взаимопонимания различных систем. В настоящее время нет общепринятого определения, что такое аккредитация в высшем образовании. Обычно под аккредитацией понимается своего рода формальное признание академической программы или учреждения высшего образования в целом внешним органом, на основе определенным образом установленной оценки его деятельности. Как правило, аккредитация:
- приводит учреждение или академическую программу к определенному статусу;
- отражает признание присуждаемых степеней третьими лицами;
- обеспечивает передачу кредита другим аккредитованным учреждениям;
- является основанием для получения прямого или косвенного финансирования;
- служит иным целям деятельности учреждения.
В большинстве случаев аккредитация является результатом проведения специальной внешней процедуры проверки качества, которая имеет своей задачей ответить на вопрос - отвечает ли программа или учреждение академическим или профессиональным стандартам аккредитующего органа. Хотя в различных странах системы аккредитации и проверки качества развивались параллельно, в настоящее время аккредитация, чаще всего рассматривается как определенный результат внешних процедур проверки качества. При этом, аккредитующий орган гарантирует третьим лицам, что аккредитованная программа или учреждение являются «заслуживающими доверия» относительно качества продукции. В этом смысле орган аккредитации охраняет права и интересы студентов, родителей, предпринимателей, академического сообщества и государства.
Так как современные системы аккредитации основываются на категориях качества, возникают естественные трудности в их интерпретации для системы образования. Фактически нет общепризнанного определения понятия качества образования и, в частном случае, качества высшего образования. Обычно мы не способны точно определить, что такое качество, но почти всегда узнаем, что это именно «оно», когда его видим. Так как подходы к управлению качеством первоначально были сформулированы в бизнесе, то после обращения высших учебных заведений к решению проблемы качества возник вопрос - возможно ли применение технологии бизнес - структур в сфере образования. Принципы тотального управления качеством и принципы стандартизации системы управления на основе ISO 9000 эффективно работающие в различных сферах бизнеса, в приложении к системе образования не получили однозначного одобрения в академической среде и дискуссии о необходимости и возможности их применения продолжаются и по настоящее время. Сторонники применения ISO 9000 исходят из того, что природа организационных процессов одинакова для всех типов организаций. В этом смысле ключевое положение рыночной концепции тотального управления качеством, определяющее качество как степень удовлетворения требований и ожиданий заказчика дает основание для прямого использования опробованных в бизнесе механизмов и в сфере высшего образования. Однако, понятие качества, как удовлетворение нужд заказчика, в сфере образования встречает ряд ясно выраженных проблем и противоречий. Так, например, очевидна степень несоответствия в компетенции преподавателя и студента, если заказчиком выступает студент. Стандартизация процессов, являющаяся неотъемлемой частью ISO, не очень сочетается с нормами и ценностями академической культуры основанной на академической свободе и ответственности персонала. Однако реального способа оперировать с качеством в международном масштабе, помимо ISO нет.
Понятие качества в сфере высшего образования может иметь различный смысл и значение. Во многих случаях, в процедурах аккредитации смысл понятия «качество» сводится к соответствию стандартам, установленным органом аккредитации. Единственной страной в мире, имеющей столетний опыт проведения и организации процедур аккредитации в системе высшего образования являются США. Большинство стран приступило к внедрению процедур аккредитации только в 90 - х годах прошлого столетия, используя опыт США. Существенное оживление проблемы аккредитации возникло в Европе в связи с инициативой стран ЕС по созданию единого европейского пространства высшего образования. В Европе, аккредитация трактуется, в большинстве случаев, как дальнейшее развитие или даже усиление внешних процедур проверки качества. В этом смысле, аккредитация часто развивается в ответ на критику существующих схем проверки качества, подчеркивая, что они не приводят к ясным решениям и основаны на эталонном тестировании.
Осознание явных выгод от аккредитации, заставляет высшие учебные заведения существенно модернизировать и развивать процесс и процедуры аккредитации. Для студентов аккредитованный статус означает, что качество учреждения или его программы, отвечают минимальным стандартам. Аккредитация гарантирует, что степень, предоставленная учреждением, может быть признана третьими лицами. Для правительства аккредитация является средством установления прозрачности рынка и сравнимости степеней. В странах ЕС государства имеют намерение гарантировать, что степени, полученные от различных учреждений сопоставимы. В некоторых случаях аккредитация может стать инструментом протекционизма на рынке образовательных услуг, а в ряде случаев дает возможность для новых участников войти в рынок и получить формальное признание.
Прозрачность образовательного рынка имеет большое значение и для предпринимателей. Они используют степени как отражающие механизмы, уверяющие их относительно качества программ и учреждений. Если в элитарной системе высшего образования, были достаточны неофициальные механизмы, чтобы гарантировать определенное доверие, то в массовой системе высшего образования рынок требует формальных процедур, гарантирующих минимальные уровни качества.
Поскольку учреждения высшего образования все более и более получают автономию, внешняя аккредитация является подтверждением автономной способности учреждений. Правительства во всем мире предоставляют больше автономии тем учреждениям, которые демонстрируют открытые процедуры проверки качества. Аккредитация, таким образом, становится фокусом новых отношений государственных учреждений. Во многих странах, аккредитация стала осуществляться на межинституциональном уровне. Это становится все более важным и необходимым ресурсом, обеспечивающим рост студенческой и преподавательской мобильности. Кредиты, полученные студентом в других учреждениях высшего образования, должны быть признаны и утверждены в собственных академических программах.
Высшее образование больше не рассматривается как сугубо национальная деятельность. Интернационализация высшего образования демонстрирует благоприятное воздействие на качество образования. От студенческой и преподавательской мобильности интернационализация ведет к интернационализации учебных планов и межнациональным программам.
Противоречие между интернационализацией высшего образования и национальной природой проверки качества и процедур аккредитации проводит к интернациональному характеру проверки качества. Есть множество причин, требующих международного подхода к аккредитации - увеличивающаяся мобильность студентов; проблема с переводом и накоплением кредитов; создание совместных академических программ; проблема международного признания степеней; расширение экспорта высшего образования; появление новых поставщиков образовательных услуг; развитие систем дистанционного образования; увеличение международной подвижности специалистов и утечка мозгов; глобализация профессий и интернационализация профессиональных организаций; либерализация услуг образования.
Интернациональный характер образования и глобализация явно затрагивают регулирующие процедуры и особенности рынка высшего образования. Однако, существующая национальная природа не прозрачных и не доступных в других странах процедур аккредитации приводит к запутывающему разнообразию стандартов и критериев. В тот самый момент, когда интернационализация высшего образования требует больше прозрачности рынка, имеется серьезная нехватка процедур проверки качества и аккредитации, которые могут быть применены как заслуживающие доверия в международном масштабе.
Нехватка международных процедур академической аккредитации программ и учреждений до некоторой степени компенсируется учреждениями международных систем профессиональной аккредитации. В небольшом количестве профессий, профессиональные организации развиваются в реальные международные агентства аккредитации.
Вместе с тем в последнее время приходит осознание того, что создание единого органа не только нереалистично, но также и противоречило бы автономии учреждений и национальными процессами принятия решения в высшем образовании. Кроме того, единые стандарты и критерии оценки учреждений высшего образования во всем мире могут привести к утрате культурного разнообразия. Тем не менее, высшее образование действительно нуждается в инструментах открывающих национальные процедуры аккредитации международному академическому сообществу и продвигающих обмен стандартами и критериями в глобальном масштабе.
В Европе многие страны интересуются установлением процедур аккредитации, но национальные проявления этого процесса очень разнообразны. Так как большинство европейских систем высшего образования управляется государством, учреждения и программы получают их формальное признание непосредственно от государства. В соответствии с увеличением автономии, аккредитация считается возможным ответом на потребность передачи признания учреждений и программ от государства автономным структурам, организующим внешнюю оценку качества. Ясный стимул в этом направлении определен в соответствии с Болонской декларацией. Болонская декларация стремится установить европейское пространство высшего образования, улучшая прозрачность, совместимость и сравнимость европейских систем высшего образования. Аккредитация в этом процессе рассматривается как возможное средство, гарантирующее выполнение минимальных стандартов качества. Болонский процесс, в тоже время ставит задачу соблюдения баланса между национальной автономией и интеграционным европейским подходом, приводящего к общей структуре рекомендаций по развитию минимальных критериев эталонов.
Многие примеры иллюстрируют то, что все большее число стран воспринимают аккредитацию как процедуру, необходимую для отражения внешней политики проверки качества и контроля расширяющегося рынка высшего образования. Однако из-за сложности системы высшего образования, национальные мероприятия очень разнообразны и сегодня, по сути, нет процедур аккредитации, которые превосходят национальные границы. Некоторым исключением являются немногочисленные профессиональные аккредитующие агентства.
Различие между национальными процедурами аккредитации, стандартами качества и аккредитующими структурами с одной стороны и интернационализация высшего образования, с другой, приводит к необходимости решения многих сложных проблем. Однако потребность в расширении международного сотрудничества приводит к необходимости перехода от сугубо национального уровня на интернациональный уровень. Поиск путей интернационализации процессов взаимного признания является актуальной задачей для систем высшего образования.
Российская система высшего образования, которая включилась в процесс европейской интеграции, имеет достаточно сложное, если не двусмысленное положение. С одной стороны имеются ясные признаки снижения качества российского высшего образования - рост числа поставщиков без роста кадрового потенциала, без конкурсная доступность и появление немотивированных обучающихся, адаптация программ под немотивированных студентов, отставание в информационных ресурсах, древнее лабораторное оборудование, неадекватная инфраструктура и система управления, утрата конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. С другой стороны традиционные претензии на лидерство и стремление в мировое и европейское образовательное пространство, имеющие принципиально отличные от советской и российской высшей школы методы и технологии организации и контроля академической и научной деятельности.
Анализ предложений по новому перечню направлений подготовки и имеющихся проектов федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения не позволяет сделать заключение о сопоставимости программ и возможности интегрироваться в европейскую систему в соответствии с ее требованиями и целями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Запрягаев С.А., Карелина И.Г., Майкл С. Системы аккредитации и обеспечение качества в высшем образовании. Национальный и международный аспекты/ С.А. Запрягаев, И.Г. Карелина, С. Майкл. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. - 239 с.