Безусловно, компьютерные технологии необходимы в учебном процессе, но если умалить значение естественных макро- и микропрепаратов и традиционные методы морфофункционального их изучения, то это уменьшит значение взаимодействия врача и пациента, может изменить форму клинического мышления врача и будет способствовать новому формированию виртуального специалиста «врач-робот». И.П. Павлов, первый в России получивший в 1904 г. Нобелевскую премию, отмечал, что И.М.Сеченова приличествует называть отцом русской физиологии в связи с открытием им явления торможения или задерживания спинномозговых рефлексов. «Рефлексы головного мозга» И.М.Сеченова, условные рефлексы И.П.Павлова явились толчком или базисом интероцептивных рефлексов К.М.Быкова. А его ученик исследователь В.Н.Черниговский, являясь лидером изучения интерорецепции кровеносных сосудов в отечественной и мировой литературе, впервые заявил, что сосудистая система представляет собой единое интероцептивное поле. Поэтому его справедливо считают основоположником учения об интерорецепции тканей.
Дальнейшее изучение интерорецепции тканей показало, что проприо- и экстерорецепция тканей в сложном процессе деятельности внутренних органов и кровеносных сосудов не менее важна, чем интероцепция, так как полезный приспособительный результат биоэкологической системы может быть достигнут только при взаимодействии различных видов рецепторов. Концепция биорецепции как особый раздел физиологии, биологии, ветеринарии и медицины возникла относительно недавно, а точнее в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого столетия. Еще до экспедиции на БАМ (1979) в составе гельминтологического отряда ГеЛАН, руководимого профессором Ю.К.Богоявленским, при изучении различных аспектов интерорецепции при эхинококкозе, в сознании ученых зрело понятие биорецепции, без которого невозможно объяснить всю сложность взаимоотношений между ларвоцистой эхинококка (альвеококка) и организмом промежуточного хозяина.
Многолетнее изучение интерорецепции кровеносных сосудов и тканей не только помогло в этом, но и оказалось основой концепции биорецепции, а ларвоциста биогельминта эхинококка стала удобной моделью для доказательства универсальности этого понятия и в других биоэкологических системах. Это позволило в 1982 году установить неизвестное ранее явление реципрокной биорецепции клеток и тканей.
О взаимосвязи организма человека и животных с окружающей средой и их единстве известно давно и это не вызывает сомнений у исследователей. Генетика как наука, прошедшая трудный путь в нашей стране, также давно является признанной. И.П.Павлов придавал большое значение фактам в научных исследованиях. На наш взгляд, факт становится научным, если он проверен историей (Г.Г.3., 2007). Однако, в наше время даже факты истории могут истолковываться по-разному, что подтверждает мнение Гиппократа о бесконечности знания.
Также как «нельзя дважды войти в одну и ту же воду» нельзя повторить реципрокные биорецептивные или биоэкологические рефлексы, а компьютер может только моделировать отдельные фрагменты этих сложнейших процессов. Осуществлять их может только сама природа. Поэтому наблюдения врача или научные исследования самих биологических объектов необходимы врачам любой специальности и их не могут заменить никакие компьютерные технологии, которые могут быть только помощником врача.
Реципрокность врача и больного, исследователя и биопрепараратов - необходимые условия деятельности научного работника и врача любой специальности.