Какое определяющее слово будут связывать с XXI веком грядущие поколения, станет ясно только в момент его завершения. Начало же пути связано со словом информация. Первыми учеными, обратившими внимание на возросшую роль информации в жизни общества, были Е. Масуда и Дж. Нейсбит, выступившие в 1982 году с докладом Римскому клубу "Микроэлектроника". Стратегия развития человеческой цивилизации по направлению к информационному обществу была закреплена на совещании руководителей стран «Большой восьмерки» в виде Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой 22 июля 2000 года.
Правы ли оказались ученые и политики? Действительно ли информатизация - «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов»[1] вносит свои коррективы в различные сферы жизни общества? Для ответа на поставленный вопрос пришлось бы исследовать разноплановые направления развития социума, государственного управления, экономики. В данной статье мы ограничимся изменениями, которые наблюдаются на рынке труда специалистов, связанных с информационно-компьютерными технологиями.
В России основным нормативным документом, устанавливающим направления подготовки специалистов в области профессиональной деятельности, является Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Мы проанализировали количественный и качественный состав специальностей высшего образования в области информационных технологий (далее - ИТ), зафиксированный указанным документом в 1994, 2000 и 2005 годах (результаты указаны в таблице 1).
Можно говорить о следующих изменениях, произошедших в системе подготовки специалистов в области информационных технологий:
- снижается доля подготавливаемых специалистов в области фундаментальной науки (от 25% в 1994 году до 14% в 2005);
- наибольшему колебанию подвержены количественные показатели в социальной и технической областях (по указанным годам: социальная область - 8%, 39%, 25%; техническая область - 67%, 50%, 61%);
- подготовка специалистов в технической области занимает ведущее место, количественные показатели не опускаются ниже 50%;
- всплеск подготовки специалистов в социальной области в 2000 году наблюдается за счет введения новых специальностей в области культуры, искусства, лингвистики;
в 2005 году впервые утверждается специальность с биологическим уклоном - биоинженерия и биоинформатика; расширяется перечень специальностей по направлению экономика и управление: информационный менеджмент, бизнес-информатика, прикладная информатика; в технической области по-прежнему должное внимание уделяется защите информации (4 специальности), детализируются направления в области подготовки инженеров (морское, приборостроение, оптотехника, автоматизация), появляются специалисты по разработке и использованию информационных систем в конкретных областях деятельности - образовании, дизайне, медиаиндустрии[2].
Таким образом, происходит постоянное расширение и все большая детализация перечня специалистов, связанных с информатизацией. Однако стоит отметить, что с момента появления компьютерных специалистов на производственных предприятиях, в органах государственного и муниципального управления, в малом и среднем бизнесе, достаточно продолжительное время их роль сводилась к обслуживанию основного вида деятельности организации. Специалист, выбравший область информационных технологий, был лишен возможности построения личной широкоамплитудной карьеры. В настоящее время пришло осознание того, что в информационный век специалисты в области информатизации также важны для организации, как технологи, инженеры, менеджеры, экономисты. Специалисты в области информационных технологий в основном обладают высокой квалификацией, владеют специфическими знаниями, получение которых практически невозможно без серьезного процесса обучения и материальной базы, дотошные, с потребностью в высокой степени свободы, имеющие желание и возможность получения разноплановой, зачастую полярно направленной информации, а значит с собственным мнением по широкому кругу вопросов.
Как мы отметили выше, произошли изменения в статусе специалистов в области информационных технологий. Появилась аббревиатура CIO (Chief Information Officer), означающая высшее должностное лицо организации по вопросам информатизации. Руководство предприятий перестала устраивать ситуация, когда компьютеры используются как интеллектуальные пишущие машинки, а внедрение профессиональных программных пакетов невозможно из-за различий в реализации политики информатизации, проводимой каждым структурным подразделением по своему разумению, из-за низкого уровня компетентности сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий. Процесс информатизации потребовал реорганизации структуры административных органов управления организацией, расширения функциональных обязанностей работающих, разработку регламентов использования информационной системы организации, изменения традиционных форм документооборота как внутри организации, так и со сторонними агентами, а также самого активного участия первого руководителя в процессе информатизации. Разработать и провести такие масштабные изменения, фактически создав инфраструктуру организации заново и наполнив ее содержанием, мог работник с высоким управленческим статусом в организации - заместитель первого руководителя.
Таблица 1. Данные по количеству нормативно утвержденных специальностей в области информационных технологий
Год |
Общее количество специальностей |
Количество специальностей в области фундаментальной науки |
Количество специальностей в социальной области |
Количество специальностей в технической области |
1994 |
24 |
6 |
2 |
16 |
2000 |
18 |
2 |
7 |
9 |
2005 |
28 |
4 |
7 |
17 |
Таблица 2. Портрет CIO[3]
Характеристика |
Доля (%) |
Характеристика |
Доля (%) |
Годовой доход (тыс.$): |
Публичная активность за последний год |
||
до 50 |
37,5 |
Интервью в СМИ |
69,7 |
от 50 до 100 |
35,9 |
Публикация статей / издательство книг |
27,3 |
более 100 |
26,6 |
Выступление на конференциях |
53 |
Семейное положение |
Участие в разработке нормативной базы |
12,1 |
|
холост/не замужем |
4,5 |
Участие в ассоциациях / общественных организациях |
53 |
женат/замужем |
16,7 |
||
семья с детьми |
78,8 |
Чтение лекций в образовательных учреждениях |
12,1 |
Возраст |
|||
до 30 |
7,6 |
Ничего из перечисленного |
10,6 |
30-39 |
56 |
Позиция в компании |
|
40-49 |
9,7 |
Полноправный член совета директоров |
25,8 |
50 и старше |
16,7 |
Подчиняется руководству, отвечающему за финансы |
13,6 |
Образование |
Подчиняется руководству, отвечающему за бизнес |
43,9 |
|
высшее техническое |
88 |
Занимает позицию советника генерального директора по информационным технологиям |
19,7 |
высшее экономическое |
25,8 |
Возглавляет дочернюю ИТ-фирму |
1,5 |
ученая степень |
15,2 |
|
|
бизнес-школа |
19,7 |
|
|
Теоретические наработки в области проектирования информационных комплексов весьма ограничены. Это связано с тем, что как не бывает типовой управленческой структуры организации, так не может быть разработан и типовой проект информационной системы для организации. На специфику влияет организационно-правовая форма организации, цель ее существования, выполняемые функции, масштаб организации, качественные характеристики персонала, исповедуемая корпоративная культура. Поэтому работу CIO-менеджера можно охарактеризовать как работу в высокой степени творческую, с одной стороны, а с другой - требующую глубоких знаний в области права, программно-технической составляющей информационных систем, понимания специфики технологии производства, законов менеджмента, управления персоналом. Соответственно, подготовка таких специалистов связана со специфическими задачами, нестандартными подходами, интеграцией усилий высшей школы и бизнеса.
Конечно, диплом специалиста в области информационных технологий еще не гарантия высокой профессиональной квалификации, как, впрочем, и по другим специальностям. Для проведения масштабных организационных изменений требуется и определенный опыт работы. Количество высококлассных специалистов в этой области, как было показано, весьма ограничено. Одной из возможностей заполучить специалиста уровня CIO является его перекупка у другой организации, естественно надо заплатить стоимость перехода, на такое способна далеко не каждая фирма. Отсюда и постоянный рост зарплат специалистов. В то же время срок работы на одном месте все время сокращается, он уже составляет 1,5-2 года. А ведь не за горами результат демографического спада рождаемости начала 90-х, который значительно повлияет на общее количество выпускаемых молодых специалистов, а также понизит их качество.
Как видно из таблицы 2, CIO-менеджеры имеют высокий уровень образования, возраст от 30 до 50 лет, подчиняются руководителям в области экономики или же руководителю организации. Но самая главная их отличительная черта, на наш взгляд, это активная профессиональная деятельность помимо исполнения функциональных обязанностей на предприятии. Прежде всего, это пропаганда и разъяснение смысла процесса информатизации, значения информационных технологий в функционировании организаций, жизни людей, разработка нормативных актов, регулирующих оборот информации, а, кроме того, обучение и подготовка будущих специалистов в этой области. Только десятая часть опрошенных посвятила себя исключительно работе. Такая позиция соответствует принципам Болонского процесса, провозглашающего участие общественных и бизнес-структур в процедурах аттестации и оценки качества высшего образования.
Личностная активность, необходимость в постоянном обмене опытом способствовали созданию Клуба директоров по ИТ предприятий, являющегося "объединением профессионалов, формирующих видение развития ИТ в своих организациях и на его основе влияющих на политику поставщиков решений, технологий, изделий, активно участвующих в формировании стандартов в области ИТ"[4]. Целями деятельности клуба являются: создание платформы для обмена мнениями по актуальным проблемам использования ИТ; формирование неформальных групп по отраслевому или иному принципу, которые смогли бы от имени клуба проводить в жизнь политику влияния на поставщиков, разработчиков решений и консультантов; выработка единых правил взаимодействия с крупными фирмами поставщиками, консультантами и разработчиками, а также иных стандартов в области ИТ; создание независимого консультационного центра для собственников и руководителей компаний, где они смогли бы получать взвешенные подходы и решения существующих у них проблем от независимых профессионалов в области ИТ. Каждые два года, начиная с 2002, устанавливается рейтинг пятидесяти лучших российских CIO (iTop-50 российских CIO). Кроме работы клуба CIO-менеджеры регулярно встречаются на Российских съездах ИТ-директоров, в 2007 году они запланированы в апреле в Екатеринбурге, в октябре - в Москве. Съезды являются надежными и независимыми источниками информации о наиболее эффективных технологиях для предприятий различных отраслей экономики; это собрание профессионалов, которые осознают значимость информационных технологий для развития как своих компаний, так и экономики в целом; для обмена опытом, изучения новинок, формирования деловых контактов и влияния на образовательную политику в сфере подготовки ИТ-менеджеров[5].
[1] Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 №24-ФЗ / Российская газета. - 22 февраля 1995 года.
[2] См.: Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.edu.ru.
[3] Портрет CIO http://www.ione.ru/Static/files/iTop50_Portret_2006.pdf
[4] St. Petersburg CIO club [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.spbcioclub.ru.
[5] Russian CIO Summit [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.cio-summit.ru.