Задача повышения качества является многоаспектной - политической, экономической, социальной, педагогической, психологической, этической, научной и организационно-технологической. В теории современного менеджмента алгоритм обеспечения качества товаров и услуг может быть представлен циклом, включающим последовательность обязательных действий: планирование образовательных услуг на основе выбора соответствующих целей; реализацию планов путем выбранных методов и средств действия; обеспечение эффективности действий через проверку или контроль; анализ и корректировку действий. Базисная методология управления качеством, как оказалось, применима не только в промышленности и сфере услуг, но и в образовании. Чтобы перейти на новые технологии управления качеством образования, потребовалось обеспечить открытость всей системы образования разнообразным воздействия: со стороны государства, экономики и общества, сохранив при этом его внутреннюю целостность и высокие академические стандарты. Управление качеством образовательного процесса и образовательных систем невозможно без объективной оценки результатов и потребовало создания надежной системы контроля, так как без системного контроля процесс обучения не может быть эффективным. Контроль все более выступает не только как средство управления образовательным процессом, но и как средство развития обучающихся и образовательных систем.
Повышение качества образования не может быть достигнуто только за счет совершенствования контрольно-оценочного процесса; хотя без него это просто невозможно, но важно изменение в русле современных требований всех составляющих системы образования. Не являясь самоцелью, изменение контрольно-оценочного процесса указывает направления развития образовательных систем, задает темп и характер, обуславливает развитие целого ряда других важных процессов: изменения содержания образования; стандартизации базовой составляющей содержания образования; широкого внедрения в образовательную практику новых технологий обучения и развития; формирования многоуровневой структуры федеральной системы массового тестирования; разработки новых видов контроля и оценивания качества обучения, мониторинга и систем управления качеством образования. Интенсивно развиваясь, федеральная система тестирования является катализатором многих инновационных процессов, широкого внедрения информационных технологий и создания региональных и муниципальных систем оценки качества образования. Постановка проблемы качества в образовании, а значит его обеспечения и оценивания, самым непосредственным образом связана с прагматическими аспектами деятельности образовательных учреждений, и в первую очередь высшей школы, а система обеспечения качества рассматривается как совокупность средств и технологий, используемых для создания условий, гарантирующих достижение определенного уровня подготовленности обучающихся (выпускники, студенты и специалисты). При таком подходе образование рассматривается, с одной стороны, как социальная категория, а с другой - как результат педагогической деятельности образовательного учреждения и учебной деятельности самого обучающегося.
Концептуальные аспекты обеспечения качества образования в первую очередь связаны с созданием условий обучения:
- направленной на повышение качества политикой в области образования;
- ясно и однозначно установленными критериями, нормативами, стандартами качества образовательных продуктов;
- качественным уровнем учителей и школьников, качеством учебных программ и дидактических материалов, качественным уровнем материально-технической, социально-бытовой и информационной инфраструктуры образовательных учреждений;
- эффективными средствами воздействия на субъекты образовательного процесса, в том числе конкретными технологиями организации учебного и воспитательного процессов, методами оценки качества обучения;
- использованием современных средств и технологий объективного контроля качества образования;
- информатизацией образования (профессиональные базы данных, электронные учебники и библиотеки, повседневное использование телекоммуникаций в аудиторной и самостоятельной учебной работе);
- механизмами и инструментами управления и самоуправления образовательной деятельностью с позиций качества.
Таким образом, качество образования - это прежде всего качество составных частей всей образовательной системы и ее субъектов, в том числе и системы управления.