Настоящая статья подготовлена по результатам круглого стола «Современные формы и методы оценки качества высшего профессионального образования» (руководителем которого являлся автор статьи) на международном семинаре «Проблемы качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования», проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Пермским государственным университетом 15 ноября 2007 г.
Среди шести положений Болонской декларации проблеме качества отведено ключевое место. Именно качество европейского высшего образования находится в центре внимания инициаторов и участников Болонского процесса, главная содержательная задача которого состоит в сохранении и повышении уровня качества, в то время как остальные положения Декларации по существу предписывают основные механизмы ее решения. Понятие качества включает в себя познавательные, культурные, социальные и экономические аспекты образования и воспринимается как интегральная характеристика образовательной деятельности и ее результатов. Предполагается разработка и введение диверсифицированных образовательных программ, которые можно видоизменять в соответствии с потребностями рынка. Необходимо обеспечить такое качество базового образования, прежде всего фундаментального, которое позволит каждому выпускнику не только находить для себя оптимальную нишу трудовой деятельности, но и успешно менять ее в случае необходимости, самостоятельно выбирать и реализовывать наиболее подходящую форму непрерывного специального и дополнительного образования.
Важным показателем качества образования является наличие в вузе квалифицированного профессорско-преподавательского состава. На федеральном уровне утверждаются показатели, характеризующие квалифицированную структуру кадрового состава образовательных учреждений высшего профессионального образования различного вида (институт, академия, университет), а в целях повышения эффективности его использования осуществляется формирование межвузовских образовательных программ, направленных на привлечение наиболее квалифицированной части вузовской профессуры с высоким педагогическим и научным потенциалом, что несомненно способствует повышению качества образования. Такой подход предполагает в свою очередь развитие образовательного менеджмента и решение проблем академической мобильности как студентов, так и преподавателей.
Для успешной реализации образовательного процесса необходимо наличие современной учебно-лабораторной базы, способной обеспечить экспериментальную, методическую и информационную поддержку учебных программ в тесной связи с научными исследованиями.
Выполнение приведенных требований невозможно без эффективно действующей системы контроля над качеством знаний студентов, профессиональным уровнем преподавателей и оптимальной организацией учебного процесса. Создание внутривузовской системы управления качеством подготовки специалистов рассматривается как определяющее направление совершенствования образовательной деятельности. Большое внимание уделяется формированию контрольных процедур, разработке методов оценки качества образования. Особое значение отводится модульно-рейтинговой системе обучения, основанной на информационно-коммуникационных технологиях.
Обеспечение качества высшего образования нельзя сводить только к механизму контроля, хотя их значимость никем не оспаривается. Должен разрабатываться целостный механизм управления качеством. Необходимо создавать условия, благоприятные для того, чтобы преподаватель успешно преподавал, а студент хорошо учился. Весь процесс образования, при всем его творческом характере, индивидуальном подходе, интерактивности и диалогичности обучения, должен приобретать вид технологической цепочки с постоянным мониторингом промежуточных результатов. Конечным результатом подобного образовательного алгоритма должно стать приобретение студентом заданного множества знаний, умений, навыков и компетенций.
Необходимо сочетать внутренний и внешний контроль качества образования, несмотря на то, что именно вуз несет всю полноту ответственности за качество выпускников. В настоящее время все более распространяется практика, сочетающая самообследование вуза с оценкой его деятельности со стороны внешних организаций, представляющих органы государственного контроля (лицензирование, аттестация и аккредитация), а также работодателей и выпускников высшего учебного заведения.
Болонский процесс придает принципу автономии вузов чрезвычайно большое значение. Реальная же автономия вузов имеет место в ситуации, когда учредитель выполняет свои обязательства по финансированию вузов и созданию необходимых условий для их деятельности, а все вопросы по содержанию образования и методике преподавания вузы решают самостоятельно.
На основании изложенного автором статьи рекомендуется:
1. При разработке нового поколения федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования (ФГС ВПО) в России следует учесть положительный опыт по созданию государственных требований к качеству специалистов в европейских вузах по аналогичным специальностям. Содержание ФГС ВПО должно определять минимальные требования именно к выпускнику как результату образовательного процесса, а не к самому учебному процессу.
2. Расширить возможность вариативности учебных планов профессионального образования. Позволить вузам увеличивать объем часов в блоке дисциплин национально-регионального компонента и в блоке дисциплин по выбору студентов.
3. Методика расчета системы зачетных единиц (кредитов) не должна быть директивной. Необходимо разработать общие принципы и подходы, а вуз должен иметь право на введение собственных методик расчета кредитов. Главное - сопоставимость учебных планов по соответствующим специальностям и направлениям российских и зарубежных вузов (не только европейских).
4. При расчете норм нагрузки преподавателей (при увеличении объема самостоятельной работы студентов до 60% от трудоемкости) следует учитывать увеличение нагрузки преподавателя в связи с разработкой модульно-рейтинговой системы и проверкой результатов самостоятельной работы студентов. В систему кредитов учета нагрузки преподавателей следует включать следующие показатели: аудиторную нагрузку, разработку новых учебных курсов, внедрение новых педагогических и информационных технологий, контроль за самостоятельной работой студентов, рубежный контроль, промежуточную и итоговую аттестацию.
5. Следует разработать новую нормативно-правовую базу по производственным практикам студентов. Организацию, принимающую студента на практику, необходимо заинтересовать через представление налоговых льгот, а также отрегулировать правовые отношения вуза и предприятия (независимо от формы собственности), принимающего студента на практику.
6. До принятия законов Государственной думой РФ и постановлений Правительством РФ по каждому из 6 положений (в настоящее время называется уже 10 положений) Болонской декларации следует предлагаемые проекты публично обсуждать, особенно среди специалистов, студентов, выпускников и вузовской общественности.