Процесс развития российского высшего образования не перестает привлекать всеобщее внимание. Это и понятно: судьба высшего образования волнует и тех, кто собирается приобретать специальность, и тех, кто заинтересован в пополнении рядов квалифицированных кадров.
В последнее время в дискуссии по этому вопросу усиленно продвигается тезис о том, что подготовка специалистов с высшим образованием во всех российских вузах безнадежно устарела, и их выпускники ни на что не годятся. Это явно не соответствует действительности. Многие вузы по ряду специальностей продолжают готовить высококлассных специалистов, о чем свидетельствует не уменьшающаяся востребованность их выпускников на рынке труда.
В то же время нельзя не видеть, что глобальные изменения в мировых отношениях, производстве, научных исследованиях не могут не влиять на методы и способы обучения. В наш стремительный век для того, чтобы образование соответствовало потребностям общества, необходимо использовать современные образовательные технологии, базирующиеся на достижениях информатики и компьютерной техники, на новых методах психологии и педагогики.
Для получения профессии студенту требуется освоить определенный объем знаний, который складывается из знаний по отдельным дисциплинам. Принятый сейчас компетентностный подход подразумевает, что готовый специалист должен не просто обладать знаниями, умениями и навыками по каждому предмету, а уметь применить полученные знания на практике, научиться находить и эффективно использовать нужную информацию, быть готовым к решению задач, возникающих в процессе работы.
При таком подходе в обучении студентов необходимо усиливать активные формы преподавания, заменяя пассивное прослушивание лекций и повторение их на семинарских занятиях самостоятельной подготовкой к проблемным лекциям, исследованием актуальных вопросов изучаемой дисциплины. Внедрение активных форм обучения приводит к неизбежности перехода от преобладания лекционных и семинарских занятий к расширению самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя. При этом проблема состоит не в том, чтобы изменить соотношение часов аудиторной и самостоятельной работы в учебном плане, а в подготовке необходимого методического обеспечения, которое позволит студенту в процессе выполнения индивидуальных самостоятельных заданий освоить определенные разделы учебных дисциплин.
В последнее время все большее развитие получают интерактивные и диалоговые методы чтения курсов, решение кейсов, совместное проектирование. Одним из путей интенсификации самостоятельной работы студентов является использование тестирования для самопроверки самостоятельного освоения учебного материала.
В Финансовой академии при Правительстве РФ в рамках решения задачи повышения качества подготовки специалистов создан Центр тестирования, одной из функций которого является создание многоцелевой системы контроля знаний и организации самостоятельной работы студентов. Центр координирует работу кафедр Академии по разработке и накоплению банков тестовых заданий и проведению разных видов тестирования.
Эффективное использование тестирования в организации самостоятельной работы студентов предполагает наличие банков тестовых заданий для самостоятельной работы по изучаемым учебным дисциплинам, причем они должны структурироваться для обеспечения возможности проверки знаний по отдельным разделам дисциплины. Очевидно, что тестовые задания должны регулярно обновляться в соответствии с изменениями в изучаемом материале. Планируя занятия по дисциплине, следует включать как элемент самоподготовки самостоятельные тестирования студентов по отдельным разделам и по дисциплине в целом. При этом необходимо обеспечить студентам возможность доступа в компьютерные классы для проведения тестирования (либо сетевой доступ при дистанционной форме обучения).
В Финансовой академии в настоящее время большая часть тестов создается в системе АСТ (Адаптивная система тестирования). Кроме того, активно используется разработанная на факультете открытого образования многофункциональная система тестировании, обеспечивающая входной, обучающий и итоговый контроль по разделам изучаемых дисциплин с помощью сервера интернет-обучения.
Преподаватели Финансовой академии пытаются разнообразить подходы к тестированию, стараясь максимально использовать возможности тестов для повышения интенсивности учебного процесса. Интересен опыт кафедры экономической теории, которая подготовила два учебника для бакалавриата по курсам «Микроэкономика» и «Макроэкономика». Оба учебники снабжены компакт-дисками, содержащими электронные тренажеры по изучаемым дисциплинам; в каждом из них имеется по 200 тренировочных и по 600 контрольных тестов. Являясь приложениями к учебникам, диски содержат дневник, отражающий каждый заход студента на диск и результаты тестирования.
Существуют и другие подходы к включению тестирования в учебный процесс. При грамотном использовании тестовые технологии предоставляют мощный инструмент, который сейчас в большей степени используется для измерения уровня знаний в разных ракурсах. Учитывая изменения, происходящие в системе высшего образования, не следует пренебрегать возможностями применения тестовых технологий для интенсификации учебного процесса. Безусловно, создание качественных банков тестовых заданий требует значительных затрат, однако их использование поможет разнообразить и повысить эффективность самостоятельной работы студентов.