Проблема повышения конкурентоспособности российского высшего профессионального образования (ВПО) на российском и международном рынке образовательных услуг тесно связана с ситуацией, существующей на российском рынке труда и характеризующейся следующими особенностями.
1. Невысокие и слабо стандартизированные (до недавнего времени) требования государства к уровню компетенции выпускников вузов. Ситуация начала меняться в результате проведения централизованного контроля уровня подготовки студентов вузов по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам.
2. «Нецелевое» использование выпускников вузов работодателями, слабая зависимость уровня оплаты труда от качества образования выпускника по полученной специальности. Это снижает мотивацию студентов к освоению всего комплекса дисциплин специальности. Проблемой является и невысокая оплата труда выпускников инженерных специальностей, что делает соответствующие рабочие места непривлекательными как для выпускников, так уже и для абитуриентов.
3. Недостаточная мотивация профессорско-преподавательского состава вузов к высокой отдаче в профессиональной учебно-методической деятельности и профессиональному развитию, связанная в значительной степени с необходимостью компенсировать низкий уровень оплаты труда увеличением времени занятости (вторичной занятостью).
В соответствии с приоритетами развития сферы ВПО должны быть урегулированы сферы интересов:
- государства, как основного инвестора ресурсов и заказчика трудового потенциала с учетом его социально-экономической стратегии;
- работодателя, как основного потребителя трудовых ресурсов с учетом его организационной стратегии;
- образовательного учреждения, как объекта институционального управления и среды совместной деятельности учредителей, руководства, персонала, студентов.
Современное образовательное учреждение ВПО обязано удовлетворять требованиям социальным (государственным), то есть производить равнодоступные образовательные услуги высокого качества и рыночным, т.е. может получать прибыль. В условиях разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений государственные приоритеты развития сферы образования могут реализовываться с учетом наличных и перспективных ресурсов и выбранной вузом стратегии, определяющей решение следующих задач:
- формирование долгосрочных устойчивых связей вуза с работодателями;
- формирование устойчивой и развивающейся образовательной организационной культуры, устанавливающей уровень образовательной и научной деятельности, требования к компетенции студентов и выпускников в соответствии с требованиями потребителей;
- установление определённых по срокам перспектив формирования конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг и рынке труда;
- обеспечение ресурсной базы: финансовых и материально-технических ресурсов, информационных технологий;
- подготовка, сохранение и развитие персонала, в том числе введение оплаты труда с учетом приоритетных направлений деятельности и установленного уровня качества работы.
Образовательное учреждение как любой объект институционального управления может выбирать стратегии развития (диверсификации, дифференциации (специализации) или элиминации), конкурентные стратегии (лидерство по качеству, лидерство по доле рынка, лидерство по издержкам, следования за лидером, аутсайдера), а также ценовые, коммуникационные стратегии. Выбор общих стратегий предопределяет выбор частных стратегий по направлениям деятельности - стратегии финансирования, инновационной стратегии, стратегии управления персоналом. Такое разнообразие предполагает комплексный подход к оценке конечных результатов образовательной деятельности по единым критериям (регламентационным и рейтинговым). Сбалансированная система показателей является необходимым инструментом формирования информационной базы мониторинга эффективности функционирования и принятия решений. Для обеспечения конкурентоспособности российского ВПО необходимо четко формулировать требования к компетенциям выпускников (в том числе с учетом перспективных запросов передовых работодателей), осуществлять объективный контроль исполнения требований и обеспечивать обратную связь для регулирования образовательной деятельности. Принцип открытости образовательных учреждений должен реализовываться в том числе и в доступности для потребителей образовательных услуг информации о результатах контроля и оценки, что упрощает интеграцию и координацию интересов сторон. Комплексный подход к анализу может обеспечить структурированный интернет-сайт отзывов и пожеланий работодателей, выпускников и преподавателей вузов, который будет способствовать изучению конъюнктуры, динамики и закономерностей сферы ВПО.