Переход отношений к рыночным активирует все процессы в обществе, изменяя устоявшиеся связи во всех сферах жизнедеятельности. Ценность этого этапа заключается в том, что в едином информационно-межгосударственном пространстве начинает формироваться совершенно новая система получения, оценки и использования приобретённых знаний. Именно образовательная среда становится тем плацдармом, на котором развёртываются новые перспективно-стратегические подходы к освоению постоянно развивающейся динамичной действительностью. Парадигма «Обучение в течении всей жизни», определяемое Болонским процессом, продвигает процесс обучения по вертикали с освоением каждого уровня образования и планомерным одновременным приращением практического опыта.
Пилотные опросы преподавателей государственных вузов по проблеме актуальности изучения зарубежного опыта в целом выявляют следующую картину. Интересуются опытом коллег 100% преподавателей (из них 76%-общими вопросами, 24%-по направлению специализации). Методологические вопросы актуальны 65% опрошенных, из них: учебно-методические (42%), учебно-воспитательные (37%), управление образованием в целом (21%). Из общего числа опрошенных лишь единицы имеют опыт сотрудничества с зарубежными коллегами. Вопросы на знание периодической литературы по проблеме образования за рубежом заставило задуматься 69% опрошенных, а 31% - черпают их из сети Интернет. На вопрос о причинах отсутствия личных контактов с зарубежными коллегами преподаватели указали на: низкий уровень знания языка (устного и письменного); отсутствие информационной базы по налаживанию контактов (куда и к кому обращаться с предложениями); компьютерная неграмотность (24% не умеют пользоваться компьютером, услугами Интернета); личностная инертность; нехватка времени.
Для большинства российских преподавателей желание соответствовать международным стандартам качества обучения стимулирует их преодолевать стереотипы и предубеждения, сложившиеся по отношению к зарубежным коллегам. Сначала необходимо оценить реальные достижения коллег из-за рубежа, найти в них рациональные зёрна, наиболее эффективно вписывающиеся в наше отечественное образование и предусмотреть пути дальнейшего развития. Задача выполнения Болонского процесса - не копирование зарубежного опыта, а выявление общих тенденций развития, адаптация перспективных мировых стратегий в национальном образовании отдельно взятых регионов. Российская система образования на протяжении уже не одного столетия создала собственные шаблоны качественного обучения. Наши учёные имели и имеют собственное имя и известны за её пределами. И это - показатель качества образования. Другой вопрос, требующий специального решения, состоит в том, что часть молодёжи устремляется в вуз, но не имеет для этого достаточной интеллектуальной и мотивационной базы, их цель - не учёба, а пребывание в вузе с дальнейшим получением диплома.
Истоки расслоения обучающихся на два разнонаправленных потока идут из школы, когда формируется отношение к процессу обучения. Издревле на Руси существовало два подхода к учению: обучающий и воспитывающий. Обучающий подход предполагает заучивание жёстких норм и предписанных правил, при этом ученик остаётся пассивным и ставящим достаточно лёгкие статичные вопросы («что это?»). Ученик, обученный в этом стиле, с трудом адаптируется к изменяющимся условиям жизни. Мотивация к обучению ослабевает. Он с трудом планирует собственную жизнь, не умеет творчески себя реализовать и вливается в общество без личностной «изюминки», серым и малоинтересным для окружающих. Это жизнь обывателя. Воспитывающий подход основан на действенном, самостоятельном и творческом овладении новыми знаниями, при котором ученик активно стремиться узнать «почему именно так устроен мир?». Мобилен он сам, и динамичны его вопросы. Ученик воспитывается как реформатор, изменяющий окружающий мир в сторону улучшения и прогресса. Существенное различие между обучающим и воспитывающим подходами заключается в том, что при отсутствии внешнего стимула и контроля в лице преподавателя ученик перестаёт самостоятельно познавать окружающий мир (обучающий подход), в то время как при воспитывающем - упорно продолжает идти дорогой знаний, самостоятельно отыскивая ответы. Каждому вузу под силу взять под контроль качество обучения в школах, чтобы в будущем получать активных и заинтересованных в науке студентов.
Рыночные отношения в обществе предполагают наличие значительного количества лиц, умеющих задавать нешаблонные вопросы, а, следовательно, в цене воспитательный подход. Любые перекосы в системе обучения имеют в последующем необратимые последствия, поэтому перед вузом встают новые задачи, требующие мобильных решений. Обеспечение взаимопроникновения образования на разных уровнях и создание единой информационной среды (школа-вуз-послевузовское обучение-предприятие) - вот направление, которое необходимо исследовать в первую очередь. В школах, вузах и послевузовском обучении возникла острая необходимость пересмотра системы обучения с позиций их преемственности. К сожалению, вертикальные связи между уровнями образования «школа-вуз» на данном этапе скорее разорваны, чем представляют единое целое. Школьники мало осведомлены о спецификах конкретных вузов, не представляют их территориальное местоположение в городе, не узнают фасады главных зданий при предъявлении им фотографий. Зачастую поступают на обучение либо по «модности» факультета, либо по выбору и финансовым возможностям родителей, либо прячась от воинской обязанности. Исходом такой безответственности становится новоиспечённый специалист, равнодушный к работе. Ни одно государство не может полноценно существовать, если работник лишь формально выполняет свои обязанности, если искренне не вкладывает в работу частицу собственной души и не стремиться улучшить себя профессионально.
Вузы могут стать идеологическим ядром в вертикальном сетевом взаимодействии образовательных учреждений. С позиции «старшего брата» вуз может помогать школам (проведение профотборов для абитуриентов, информирование о планируемых межвузовских мероприятиях, содействие в организации профильных лицеев, на базе школ олимпиады, выпуск специализированных газет, встречи ведущих специалистов вуза, профессоров со школьниками и их родителями). Непосредственно во время обучения в вузе курировать поступивших школьников далее (направлять их научные изыскания, рекомендовать их в качестве работников на базы по специальности, заключать хоздоговора, налаживать контакты преподавателей и студентов с другими вузами региона, открывать кафедры от вуза непосредственно на предприятиях).
Резюмируя, можно отметить следующие моменты. Глубокое изучение инновационных идей реформирования образования зарубежных коллег на всех уровнях от школы до послевузовского обучения может способствовать модернизации отечественной системы образования. Правильно выстроенная стратегия образовательной политики решает будущее страны. Высшее учебное учреждение может стать идеологическим ядром для взаимодиффузии между школой-вузом-послевузовким обучением-предприятием. Сотрудничество на любом уровне предполагает разносторонние взаимовыгодные отношения. Создание единой образовательной среды для гражданина России, начиная со школы, сопровождение его в студенческие годы и поддержание необходимого уровня образованности в меняющихся условиях рынка - это главная основа развития общества.