В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы основной стратегической целью определено «обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования». В рамках стратегической задачи указанной программы выделяется развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования и совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
На 2008-2010 годы в рамках реализации программы планируется разработка и внедрение моделей непрерывного профессионального образования, моделей интегрированной подготовки специалистов, сочетающих учебную и профессиональную деятельность, формирование в системе высшего профессионального образования общенациональных университетов и системообразующих ВУЗов.
Рассматривая систему профессионального образования Магаданской области, можно говорить о том, что область всегда относилась к регионам с ограниченными научными и педагогическими ресурсами. За прошедшие два десятка лет структурные изменения в экономике и политической жизни страны, безусловно, сказались и на системе образования региона. Современное состояние и перспективы развития образовательной системы России, в частности высшей школы, обусловлены объективными причинами: демографическими, экономическими, социальными, политическими. В целом можно выделить два основных блока проблем системы профессионального образования региона: общесистемные - связанные со структурой подготовки кадров и демографические.
Общесистемные проблемы связаны с отсутствием взаимосвязи между учреждениями профессионального образования различного уровня, а также несоответствием спектра направлений подготовки кадров структуре экономики и социальной сферы региона.
Если сравнить численность занятых по отраслям экономики и промышленности Магаданской области со структурой подготовки кадров, то становится очевидным отсутствие какой либо взаимосвязи между потребностями экономики региона, рынком труда и набором направлений подготовки кадров. Каждый год на рынок труда региона приходят более половины выпускников профессиональных образовательных учреждений с экономическим образованием, почти четверть выпускников социально-гуманитарного профиля и около 13 процентов учителей. Вместе с тем, четверть занятого в экономике населения Магаданской области обеспечивает промышленный сектор, приблизительно по 10-12% приходится на транспорт, торговлю, образование и управление. В самом емком секторе экономики - промышленности более половины трудовых ресурсов заняты в цветной металлургии, на втором месте (24%) находится электроэнергетика, и 14% составляет пищевая промышленность.
Структура и объем подготовки кадров для цветной и горнодобывающей промышленности, транспорта, строительства с каждым годом сокращается. Снижается уровень подготовки кадров в связи с моральным и физическим устареванием техники и технологий для обеспечения учебного процесса, а также снижением качественной структуры профессорско-преподавательского состава технических специальностей. Остро необходимые инженерные кадры для энергетики, пищевой и рыбодобывающей промышленности, специалисты в области вычислительной техники, электроники и программирования, связи в регионе вообще не готовятся.
Таким образом, в Магаданской области налицо явный перекос в сторону подготовки кадров по экономическим направлениям при практически полном игнорировании нужд промышленности. Структура подготовки кадров региона не отвечает реальным потребностям, что говорит о недостаточном регулировании процессов происходящих в секторе профессионального образования. Выпускники ВУЗов в большинстве не работают по специальности, особенно это касается педагогических и социально-гуманитарных направлений.
Демографические проблемы региона связаны с постоянно ухудшающейся возрастной структурой населения, увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста. Следствием миграционного оттока и старения населения является снижение численности трудовых ресурсов. Особенно сказывается на системе образования демографический кризис, связанный со снижением рождаемости в начале 90-х годов и постоянно растущий миграционный отток молодежи для обучения в центральных районах страны.
В настоящее время система профессионального образования региона находится на той грани, когда контингент абитуриентов, желающих получать профессиональное образование, практически сравнялся с плановыми цифрами набора студентов (бюджетным и внебюджетным), а количество отчисленных и выпуск специалистов из учреждений профессионального образования уже превышает количество поступивших на первый курс.
В таблице 1 приведены данные с 2005 по 2007 годы и прогнозные данные на 2008-2012 годы по контингенту обучающихся в системе профессионального образования по очной форме обучения. В качестве данных использованы материалы Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Магаданской области и Департамента образования Магаданской области.
Таблица 1. Общий контингент учащихся в системе профессионального образования области по очной форме обучения
Год |
Выпуск из полной средней школы |
% к 2005г. |
Начальное профессио-нальное на базе полного среднего |
Среднее профессио-нальное на базе полного среднего |
Высшее профес-сиональное на базе полного среднего |
Всего поступивших |
Всего обучаются |
% к 2005г. |
2005/06 |
2476 |
100 |
903 |
1007 |
3925 |
2179 |
5835 |
100 |
2006/07 |
2206 |
89 |
854 |
963 |
3677 |
1997 |
5494 |
94 |
2007/08 |
1228 |
49 |
680 |
945 |
3352 |
1833 |
4977 |
85 |
2008/09 Прогноз |
2100 |
84 |
|
|
|
1700 |
4900 |
83 |
2009/10 Прогноз |
1980 |
79 |
|
|
|
1400 |
4200 |
71 |
2010/11 Прогноз |
1478 |
59 |
|
|
|
1100 |
3400 |
58 |
2011/12 |
1344 |
54 |
|
|
|
900 |
2800 |
47 |
Прогнозные оценки составлены из расчета выпуска и отчисления из образовательных учреждений профессионального образования с учетом поступающих в образовательные учреждения Магаданской области. При этом учитывался баланс выпуска из школ и поступления в образовательные учреждения профессионального образования Магаданской области, а также миграция населения. Следует отметить, что в центральных и других районах страны демографическая ситуация приблизительно одинакова. Количество выпускников школ снижается по всей стране. Вместе с тем вузы крупных городов, особенно в центральных районах страны будут вынуждены привлекать потенциальных студентов из более «слабых» регионов. Магаданская область относится к числу дотационных регионов с пониженным демографическим потенциалом. Миграционные потери составляют от 5% в год в 2002г. до 2% в 2006г. В связи с учебой в 2006 году из области выехало 511 человек возраста 14 лет и более (из них более 20% возраста от 14 до 16 лет).
Количество выпускников школ сократится к 2011 году почти на половину. При этом если на текущий год резкое сокращение выпускников школ компенсировалось большими выпусками предыдущих лет и значительного сокращения контингента не наблюдалось, то в ближайшие годы система профессионального образования области может потерять более половины контингента обучающихся.
Количество выпускников школ области, ориентированных на продолжение образования в учреждениях профессионального образования к 2011 году практически сравняется с возможностями приема в единственный в регионе базовый ВУЗ - Северо-Восточный государственный университет, который сегодня обучает около 2500 студентов очной формы. Абитуриент в таких условиях будет более заинтересован в получении высшего профессионального образования, нежели среднего профессионального. Таким образом, учреждения среднего и начального профессионального образования практически лишатся большей части контингента. Такая ситуация приведет к необходимости резкого сокращения персонала образовательных учреждений и неблагоприятным социальным последствиям.
Способом решения указанных проблем может стать создание интегрированного образовательного учреждения в форме регионального университетского комплекса, реализующего различные уровни профессионального образования.
Идея создания такого комплекса базируется на объединении интеллектуальных, финансовых, кадровых, производственных и материальных ресурсов родственных образовательных учреждений с целью дальнейшего развития системы образования, создания реальных условий для преемственности образовательных профессиональных программ различного уровня, выбора обучающимися образовательного маршрута в соответствии с индивидуальными запросами, экономии государственных средств, повышения качества образования и сокращения сроков обучения.
В связи с введением многоуровневой подготовки кадров необходима целенаправленная работа по реализации концепции непрерывного профессионального образования, предусматривающей преемственность образовательных программ разного уровня от начального профессионального до высшего.
Создание регионального университетского комплекса позволит сконцентрировать столь ограниченные для Магаданского области материальные и интеллектуальные ресурсы, решить задачи сдерживания оттока молодежи. В рамках единого комплекса достаточно легко решаются задачи построения непрерывного профессионального образования и выстраивание структуры подготовки кадров различного уровня под существующие и планируемые запросы региона.
Таким образом, при объединении учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования достигается несколько целей: сохранение и стабильное развитие образовательной системы региона; повышение качества образования начального и среднего профессионального образования; реализация концепции непрерывности профессионального образования; концентрация финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, что в конечном итоге благотворно повлияет на социальную ситуацию в регионе, в том числе на снижение миграционных потоков молодежи из области.