Цель: улучшить качество лечения больных с ХДН.
Задачи. Разработать методику энтерального питания больных с ХДН с использованием смесей для ЭП. Оценить возможность использования эритромицина для коррекции нарушений дуоденальной моторики в послеоперационном периоде.
Материал и методы. В 2003-2005 гг. в нашем Центре 16 пациентов перенесли различные органосохраняющие хирургические вмешательства по поводу ХДН. До операции у 3 человек (20%) выявили дефицит массы тела до 10%, всем больным назначили диету богатую пищевыми волокнами и достаточное количество жидкости; для стимуляции моторики кишечника 10 человек (62%) получали мотилиум и 6 (38%) - эритромицин, его использование основывалось на результатах функционального теста, когда во время проведения манометрии желудка и 12-перстной кишки после в/в введения эритромицина регистрировалась III фаза моторной активности, отсутствовавшая или недостаточно проявляющаяся после приема стандартных прокинетиков. Во время операции для коррекции питательного статуса больным заводили один зонд назогастрально - для аспирации желудочного содержимого, и второй назоинтестинально - для проведения энтерального зондового питания (ЭЗП).
Результаты. От 1-х до 3-х суток больным проводили парентеральное питание. Со 2-4-го дня через назоинтестинальный зонд капельно начинали вводить глюкозо-солевые растворы через каждые 2 часа со скоростью 50 мл/час в суточном объеме до 400 мл. У 2 человек (13%) до 3-х суток сохранялся гастростаз, и им назначили эритромицин 200 мг (3 мг/кг) через каждые 4 часа. При отсутствии моторно-эвакуаторных нарушений и достаточном усвоении глюкозо-солевых растворов с 4-5-6х суток начинали переход к ЭЗП. Смеси для энтерального питания вводили в 1-й день со скоростью 50 мл/час, в суточном объеме 500 мл, во 2-й - 80 мл/час, 1000 мл/сут; в 3-й - 100 мл/час, 1300 мл/ сут, в 4-й -120 мл/час, 1500 мл/сут. Для профилактики послеоперационного панкреатита и абдоминального дискомфорта смеси вводили равномерно в течение суток и добавляли микрогранулированные ферменты. По мере восстановления всасывательной и моторной функции кишки сначала проводили парентерально-энтеральное, затем полное энтеральное питание, через 5-7 дней отменяли эритромицин.
Заключение. Использование прокинетиков и эритромицина в схеме энтерального питания пациентов с ХДН позволяет снизить риск развития послеоперационных моторно-эвакуаторных нарушений до 13% и начать у большинства больных раннее энтеральное введение глюкозо-солевых растворов (со 2-х суток) и питательных смесей (с 4-го дня). Раннее энтеральное введение корригирующих растворов и питательных смесей более полноценно и позволяет сохранить структуру и функциональную целостность желудочно-кишечного тракта. Правильно проведенная нутриционная поддержка снижает количество и тяжесть послеоперационных осложнений, а при нарушении трофического статуса пациента она становится определяющим фактором выздоровления.