Педагогический взгляд на понятие мышления и интеллекта складывается из необходимости учитывать новые условия, в которых находится современная общеобразовательная школа. Развитие мышления школьников - одна из актуальных задач современной школы. В настоящее время четко просматривается противоречие между современным уровнем научного знания о мышлении, модернизированным содержанием образования и способами мыслительной обработки информации, которыми овладевают школьники в условиях современного учебного процесса. Чтобы продуктивно решать задачи развития мышления учащихся следует определить это понятие с точки зрения педагогики. Определения мышления, на которые опираются педагоги-исследователи, в основном, заимствованы из философии и психологии. В них мышление характеризуется как высшая форма отражения мозгом действительности, как опосредованное словом отражение действительности и др. В педагогической литературе встречаются определения понятия мышления как активной аналитико-синтетической деятельности учащихся, направленной на достижение целей обучения в процессе решения новых задач.[Паламарчук В]. В педагогике понятие мышления неразрывно связано с понятием знание. Так, генерализация знаний учащихся формирует у них современный стиль мышления. [Извозчиков В.], а знание, переработанное мышлением, является средством развития последнего. Мышление понимается и как умственная (мыслительная) деятельность, которая осуществляется с помощью интеллектуальных умений. [Якиманская И.]. Методисты определяют мышление как активный процесс отражения объективного мира в сознании человека. [Колягин Ю.]. И в педагогической науке так же, как и в философии, понятия «мыслительный» и «интеллектуальный» употребляются как синонимы. Тем не менее, анализ имеющихся в науке воззрений на понятия интеллекта и мышления, а также собственное теоретическое исследование автора позволяют утверждать, что понятия интеллекта и мышления не тождественны. Мы, вслед за М. А. Холодной, считаем, что интеллект это особая организация ментального (умственного) опыта человека. При таком понимании интеллект человека предстает как совокупность взаимодействующих познавательных структур: ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, речи. Мышление выполняет функцию взаимодействия познавательных структур и организации ментального опыта человека. Причем мышление это интегративная функция интеллекта. Понимание мышления как интегративной функции интеллекта позволяет определить мышление как процесс достижения человеком познавательного результата при взаимодействии всех познавательных структур интеллекта. При таком понимании интеллекта мышление есть процесс переработки поступающей информации с помощью мысли. Это процесс взаимодействия мыслительных операций, форм мышления и информации. Что такое отражение? Это не что иное, как переработка поступающей по разным каналам в сознание человека информации. Чем совершеннее механизм переработки информации, тем точнее отражение, тем полнее отражение, тем качественнее процесс познания. Интеллект обозначает уровень переработки информации. Механизм логической переработки информации осуществляется по законам мышления. Человек проявляет себя благодаря сознанию, которое функционирует в зависимости от уровня развития интеллекта. Механизмом организации интеллекта выступает взаимодействие познавательных структур: ощущений, восприятия, представлений, воображения, внимания, памяти, эмоций, речи, мышления, где мышление выполняет интегративную функцию обеспечения взаимодействия этих структур. Механизмом работы мышления выступают мыслительные операции, формы мышления и информация, поступающая из окружающей действительности по разным каналам при взаимодействии познавательных структур. Мышление осуществляет взаимодействие познавательных структур с поступающей информацией благодаря мыслительным операциям и основным своим формам. Невозможно осуществить мыслительные операции сами по себе, не имея объекта мысли, то есть информации, которая может существовать только в определенной форме. Знание это результат мыслительной работы с информацией. Процесс переработки информации в знание осуществляется разными способами, в том числе и посредством логических форм мышления. В процессе обучения школьники знакомятся с информацией и перерабатывают большие объемы информации, представленной в разных формах. В результате в голове у школьника эта информация представлена симультанно (одновременно) и, не владея формами репрезентации (представления) знания в полном объеме, которое может быть представлено только в логических формах, ученик не в состоянии сукцессивно (последовательно) развернуть имеющуюся у него информацию. Если школьник не умеет последовательно развернуть имеющуюся у него информацию, значит, он не владеет знанием, а, не владея знанием, ученик не может его применить не только в новой ситуации, но не может его и воспроизвести. Получать плохую оценку никто не желает, поэтому большинство школьников либо выучивают информацию, представленную в грамматической форме, наизусть, либо пользуются подсказками учителей, одноклассников, либо подглядывают в текст. Кроме того, в процессе обучения выявляется другое противоречие: несоответствие логической формы знания, представленного в учебном материале или учителем при объяснении, логическим формам мышления школьника. Два выявленных выше противоречия учебного процесса указывают на третье: учитель не имеет представления об этих противоречиях и, естественно, не знает, как преодолеть их и не стремится к этому. Такое понимание мышления как интегративной функции интеллекта позволяет по иному взглянуть на известные логические формы мышления и сделать их инструментом учебной мыслительной деятельности учащихся. Все сказанное выше характеризует мышление как категорию информационного процесса. В тоже время в структуре мышления мы выделяем логические формы, которые относятся к содержанию образования и которые могут быть усвоены школьниками как способы мыслительной переработки информации. И тогда мышление выступает как педагогическая категория. Понимая мышление как категорию информационно-педагогического процесса, структурно состоящую из мыслительных операций, логических и внелогических форм мышления, информации, можно организовать процесс обучения школьников логическим формам мышления. Обучение школьников логическим способам переработки информации, способам последовательного развертывания знания, его репрезентации и, естественно, уверенного применения в творческой, познавательной деятельности позволит, на наш взгляд, получить образовательный результат лучшего качества. Это, как нам представляется, более экономичный способ переработки информации, чем грамматический, хотя чаще информация в учебном процессе представлена, как правило, в грамматической форме, внутри которой находится логическое ядро мысли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Копнин П.В.Формы мышления и их взаимосвязь // Вопросы философии. - 1956. -№3.
- Спиркин А.Г. Философия. - М. - 2001.
- Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М. - 2000.
- Сеченов И.М. Элементы мысли. - М. - 1948.
- Павлов Т. Отражение, познание, логика. - София. - 1973.
- Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М. - 1982. - 263 с.
- Паламарчук В.Ф. Дидактические основы формирования мышления школьников в учебном процессе. - Автореф. докт. дисс. - Киев. - 1984.
- Извозчиков В.А. Дидактические основы компьютерного обучения физике. - Л. - 1987. - 89 с.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. - М. - 1985. - 78 с.
- Колягин Ю.М. и др. Методика преподавания математики в средней школе. М. - 1975.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. - М. - 2000.