Целью настоящего исследования было изучить состояние эмоционального статуса у подростков по результатам самооценки на фоне определения адаптационного потенциала и биохимических показателей ротовой жидкости.
Материалы и методы исследования. Проведено комплексное клинико-психологическое обследование подростков 10-11 классов общеобразовательных учреждений, в возрасте 17-18 лет, проживающих в г. Кирове. Всего обследовано 107 подростков, из них - 34 мальчика и 73 девочки. Обследование проводилось два раза в разные сезоны года (май и ноябрь 2004 г.). Все подростки были ознакомлены с целью и методами данного исследования и дали добровольное согласие на участие. Исследование включало комплексное психологическое тестирование по оригинальному комплексу методик - исследование психического статуса и анализ состояния эмоциональной сферы. Исследование ситуативной и личностной тревожности проводили по опроснику Спилбергера; самооценку самочувствия, активности и настроения (САН) - по Доскину В.А. и др. (1973). Величину адаптационного потенциала (АП) определяли по методике Баевского Р.М. и др. (1987). В ротовой жидкости, взятой утром натощак, исследовали активность ферментов и показатели белкового и углеводного метаболизма, а также хемилюминесцентным методом изучали состояние свободно-радикального окисления (СРО) и антиоксидантной защиты по методике Цапок П.И. и Галкина А.А. (1997). Статистическую обработку полученных параметров и создание общей базы данных осуществляли с использованием программы Microsoft Excel. Вычисляли среднее значение показателей в обследованной группе и стандартное отклонение. Для оценки результатов в работе применялся также корреляционный анализ данных.
Результаты. Как показало проведенное исследование, все испытуемые по величине АП делились на 2 группы: 1-я - удовлетворительная адаптация и 2-я - напряжение механизмов адаптации. При этом также выявлены достоверные колебания эмоционального статуса у подростков. Так, у мальчиков 2-й группы уровень эмоциональной лабильности в осенний период был достоверно выше, чем весной. У большинства же обследованных подростков (72%) пик эмоциональной неустойчивости был отмечен в весенний период. Установленные нами индексы эмоциональной лабильности, а также показатели самодиагностики самочувствия, активности и настроения соответствовали сезонным эмоциональным изменениям, характерным для средней полосы России. Именно в весенний период года нарастает внутренняя напряженность, выявляются невротические изменения и неустойчивость эмоциональных реакций. В свою очередь у подростков в данный период года повышенная эмоциональная лабильность и снижение активности сопровождаются усилением утомляемости и нарушением умственной работоспособности. В этот же период усиливаются агрессивность и тревожность.
Проведенные параллельно биохимические исследования ротовой жидкости позволили установить диагностические критерии слюны (уровень общих протеинов, активность амилазы и аспартатаминотрансферы, показатели хемилюминесценции СРО), которые тесно взаимосвязаны с индексами психо-эмоционального статуса подростков.
В заключение, следует подчеркнуть, что психологические особенности и сезонные колебания самочувствия и психо-эмоционального статуса подростков необходимо учитывать при составлении годовых графиков проведения профилактических осмотров, которые рекомендуется составлять, принимая во внимание сезонность максимальных патологических проявлений, а также при планировании учебной нагрузки в течение учебного года. Не следует интенсифицировать учебную нагрузку в осенний период, мотивируя это наличием летнего отдыха. Возможно, целесообразно использовать рекомендованный Министерством образования Российской Федерации график реабилитационных каникул (шесть недель учебы - одна неделя отдыха), что позволит уменьшить количество психосоматических расстройств у подростков.