Целью настоящей работы было изучить влияние CК (Стимулятор Кубанский), представляющего собой полипептидную фракцию, выделенную из кумыса и обладающую иммуномодулирующим действием на некоторые показатели гуморального иммунного ответа у стрессированных мышей.
Исследования выполнены на не линейных мышах массой 20-22 г
Животные были разделены на 4 группы: 1. интактные, 2. стресс-контроль, 3. получавшие СК и 4. группа животных, стрессированных и получавших СК.
Мышей стрессировали иммобилизацией, путем подвешивания за шейную складку на 3 часа. СК вводили животным за сутки до стрессирования в дозе 10мкг/кг массы тела в физиологическом растворе. Животным контрольной группы (стресс-контроль) за сутки до стрессирования вводили физиологический раствор. Глубину стрессового воздействия оценивали по массе иммунных органов (тимус, селезенка), массе надпочечников, лейкограмме крови.
Влияние СК на гуморальный иммунный ответ изучали с использованием тестов, характеризующих уровень нормальных антител (реакция прямой агглютинации) и уровень специфических антител (реакция пассивной агглютинации), K. Malberg, 1970. Статистическую обработку результатов гуморальных тестов проводили по методу Сайдулина,1981.
Исследования показали, что под влиянием стресса у мышей значительно и достоверно уменьшается масса тимуса и селезенки, увеличивается масса надпочечников, в периферической крови увеличивается число нейтрофильных гранулоцитов (нейтрофилез).
При определении титра антител установлено, что под влиянием стресса у мышей хотя и происходит достоверное повышение уровня нормальных антител (в 4 раза) однако он остается в верхних пределах физиологической нормы. В то же время под влиянием стресса происходит небольшое, но достоверное снижение уровня специфических антител.
Введение СК животным за сутки до стрессирования способствует снижению числа нейтрофилов в периферической крови до уровня интактного контроля, предотвращает резкое перераспределение лимфоцитов в тимусе (масса тимуса остается на уровне интактного контроля), способствует увеличению массы селезенки и практически не оказывает влияния на массу надпочечников. При этом отмечается снижение уровня нормальных антител до содержания таковых в интактном контроле, получавшем СК. Не выявлено влияния СК у стрессированных животных на уровень специфических антител. В то время как у интактных животных этот препарат способствует небольшому повышению уровня нормальных антител и значительному увеличению в сыворотке крови специфических антител.
Таким образом введение СК за сутки до стрессирования животных стимулирует лейкопоэз, и миграционную способность лейкоцитов, инициируя их выход из русла крови в ткани (увеличение гипертрофии селезенки), предотвращает перераспределение лимфоцитов в тимусе и не влияет на массу надпочечников. При этом существенного влияния на уровень нормальных и специфических антител у стрессированных животных СК не оказывает.
Полученные нами результаты указывают на необходимость проведения более широких исследований влияния СК на антителогенез при стрессе.