В начале 70-х гг один из основателей «Вестника» и его первый редактор с 1925 по 1930 годы Н.Зернов, вспоминая историю создания журнала, писал, что перед журналом среди прочих целей и задач стояли поддержка связи между русскими студенческими кружками, рассеянными по всей Европе, информация об их работе, обзоры церковной жизни в России и за рубежом, пропаганда среди молодежи сочинений святых отцов русской православной церкви. Исходя из этих установок, строилась вся структура издания, подбирались материалы к публикации на его страницах. Так рубрика «Наша жизнь» знакомила читателей с работой РСХД, содержала бюллетени Религиозно-Педагогического Кабинета, материалы, посвященные проблемам приближения детей и молодежи к церкви, работе съездов и лагерей Движения, т.п. В «Библиографическом отделе» помещались анонсы литературы, издаваемой РСХД, объявления о лекциях ведущих специалистов по философии, богословию, в «Юношеском отделе» - путеводитель по русской богословской науке. В других отделах «Вестника» были представлены материалы публицистического, историко-философского и религиозного характера. Одно из центральных мест в журнале занимали сочинения Преподобных Святых Отцов православной церкви
С 1926 года «Вестник» - ежемесячник. Он обретает вид, который имел до 1939 года, узнаваемый формат и объем номера 30-60 страниц, вырос тираж (1200-1500 экземпляров). Закрепляется и название журнала, редакция не решилась сменить его на «Барабан Духовный», как советовал А.Ремизов.
С 1927 по 1939 годы на форзаце номеров неизменно печатается пункт первый устава РСХД, принятого общим съездом Движения в Клермоне в 1927 году. В нем указывались цели и задачи как всего студенческого христианского движения за рубежом, так и самого журнала, являющегося его рупором.
Сфера распространения «Вестника» в конце 20-х гг была довольно широка: Франция - 349, Прибалтика и Польша - 306, Америка - 169, Чехия - 101, Балканы - 87, Германия - 60, Англия - 51, Италия, Швейцария, Бельгия - 44, Азия - 51, Африка - 15 [3].
В этот период (1925-1939) в «Вестнике» сменилось несколько редакторов, кроме Н. Зернова, ими были И. Лаговской, Г. Федотов и В. Зеньковский. В 1937 года «Вестник» стал выходить 5-6 раз в год, а одно время, в середине 30-х, даже сменил свой адрес и печатался в Эстонии при ближайшем участии И. Лаговского, секретаря Движения в этом регионе, человека более десяти лет редактировавшего журнал. Естественно, были у «Вестника» и «черные дни», например, 1932-1933 гг., когда издание чуть не потерпело финансовый крах. Закрытие журнала в 1939 году также напрямую связано с непреодолимыми финансовыми трудностями, вставшими перед редакцией, кроме того, осложнилась политическая ситуация в Европе.
Ровно на десять лет голос «Вестника» умолкает, издание возобновляется вновь уже в послевоенной Германии, в Мюнхене, где среди десятков тысяч беженцев оказались многие видные члены РСХД - А.И.Никитин, отец Сергий Щукин, Н.П. Хирьяков, Н.Н.Купфер, Ф.А. Степун. Они, привлекая к сотрудничеству представителей нового поколения движенцев, при поддержке Л.А.Зандера (представителя центра Движения) с 1948 года начали работу по восстановлению «Вестника». В 1949 году журнал вышел одновременно в двух странах - Германии (редактор А. Киселев, затем прот. Г. Бенигсен) и во Франции (все три номера парижского издания в 1949 году редактировал И.В.Морозов). В следующем, 1950 году, произошло слияние сил: издание переносится в Париж и выходит под редакцией И.В. Морозова первоначально 5-6 небольшими книжками в год. Уже через три года состав редакционной коллегии «Вестника» значительно расширяется, и до конца 60-х он издается при участии И.В. Морозова, Н.А.Струве, В. Зеньковского (до 1962 года), К.А. Ельчанинова, прот. А. Шмемана, М.Р. Гизетти, О. Раевской. Тираж журнала в это время колеблется в пределах 1000 экземпляров. «Вестник» не изменяет свои сложившиеся годами традиции, сохраняет основные свои отделы, несколько расширив и обогатив их. Продолжает печатать материалы по философии, истории, богословию, общественной тематике, художественные произведения. Диапазон интересов авторов «Вестника» широк, при этом различные проблемы (богословские, философские, исторические, литературные, социально - политические и т.д.) исследуются, исходя из общей направленности издания.
Отдел «Хроника» помимо прочего вмещал острые материалы о преследованиях и притеснениях верующих в Советском Союзе, о политике государства, направленной против любого инакомыслия. Послевоенный «Вестник» стал больше уделять внимания жизни в СССР, нежели это делал «Вестник» образца 1925-1939 годов. С этой целью в журнале возник и новый отдел «Судьбы России», который вместе с другими основными отделами - «Богословием и философией», «На Западе», «Литературой и жизнью», «Библиографией» - стал определять лицо издания.
Начиная с 1970 года «Вестник» выходит 4 книжками в год. Заметно увеличивается объем номеров (125-190 страниц), вырастает тираж (в 1970 г. - 1700 экземпляров). Как никогда резко «Вестник» протестует против гонений инакомыслящих в Советском Союзе и некоторых других странах соцлагеря (ЧССР, Югославия). Достается не только государственным структурам: журнал обрушивается с острой критикой на главу Русской Православной церкви Патриарха Пимена в связи с его заявлением во Всемирном Совете Церквей о том, что в СССР «нет ни богатых, ни бедных ни привилегированных или преследуемых». Подобная принципиальная позиция РСХД и «Вестника» как его основной печатной трибуны послужила причиной разрыва с Мировой Федерацией ХСД, которая, по мнению редакционного совета журнала, никогда не протестовала против религиозных гонений в СССР и других православных странах, отворачивалась от политических событий в Восточной Европе и занимала в этих вопросах лишь роль пассивного наблюдателя.
С 112 номера в названии журнала отсутствует слово «Студенческий», редакционная коллегия объясняет этот шаг стремлением расширить назначение «Вестника». Кроме того, к городам издания (Париж - Нью-Йорк) добавляется Москва, тем самым указывается, что страницы журнала широко открыты авторам из Советского Союза. Издатели «Вестника» подчеркивают основное направление своей работы: «... «Вестник», идя навстречу пожеланиям из России, одновременно расширяет и определяет свое направление: опираясь на славные Парижские традиции, на динамизм Американской Церкви, он будет отражать духовное возрождение в России, и, по мере сил, ему помогать» [4].
В 70-80- гг. весомее и разнообразнее становится литературный отдел. В нем представлены аналитические статьи о классической и современной литературе, материалы о творчестве ярких художников слова и их произведения.
В ряду авторитетных художников, активно сотрудничавших с «Вестником» особое место принадлежит А.И.Солженицыну. В журнале появлялись не только художественная проза, поэзия, публицистика нобелевского лауреата, но и многочисленные отклики на его творчество. Среди тонких и взыскательных читателей и исследователей Солженицына были М.Геллер и прот. А.Шмеман. Таким образом, в «Вестнике» продолжилась славная традиция русской философской критики.
С начала 90-х редакционный совет «Вестника» значительно обновился, и в него вошли представители России, что стало вполне закономерным итогом развития издания. Номера последних лет выходили при участии архиеп. Сильвестра, прот. Н. Озолина, С. Аверинцева, А. Богословского, В. Бибихина, Ю. Кублановского, игум. И. Крекшина, Д. Поспеловского, К. Сигова, В. Бойкова, Н. Струве (многолетнего ответственного секретаря издания), некоторых других.
В целом журнал «Вестник» за долгие годы своего существования не только неуклонно следовал своим традициям, но и в меру возможности развивал их, качественно рос от номера к номеру. Авторами «Вестника» в разные годы были ярчайшие представители культуры Русского зарубежья: И. Ильин, Н. Бердяев, Ф. Степун, В. Вейдле, Г. Федотов, М. Геллер, Н. Струве, О. Родзянко, А. Солженицын, И. Бродский, Ю. Кублановский, другие. В этом, думается, закономерность многолетнего функционирования журнала, вставшего по праву в первый ряд периодики Русского зарубежья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Литература Русского зарубежья. Антология в шести томах. Москва. - «Книга». 1990. Т. I. Кн. 1. С. 11.
- Воля России. Журнал политики и культуры. Прага. 1925. № 2. С. 240.
- Вестник Русского Студенческого Христианского Движения. Париж. 1929. № 4. С. 3.
- Вестник Русского Христианского Движения. Париж - Нью-Йорк - Москва. № 112. С. 3.