- определение тенденций и источников роста;
- обоснование долговременной устойчивости развития регионального СКК;
- прогнозирование последствий выбираемой технологической политики;
- обеспечение стабильных темпов обновления структуры основных фондов СКК;
- измерение влияющих факторов и результатов.
Исследование действующих организационно-экономических взаимосвязей санаторно-курортного комплекса в Северо-Западном федеральном округе и в Чувашской Республике[1] позволяет говорить о наличии следующих тенденций методического характера:
- снижение роли государственного управления СКК, несмотря на значительные доли государства в акционерном капитале значительной части СКУ;
- отсутствие координационных центров в регионах, поддерживающих единые подходы к развитию СКК и проводящих взвешенную сбалансированную политику в области поступательного развития СКК регионов;
- отсутствие финансовых инструментов, позволяющих формировать фонды для капитального строительства в СКК;
- низкая финансовая дисциплина в исполнении уже существующих государственных программ;
- отход от принципов функциональной специализации, под воздействием указанных выше факторов. Диверсификация становится необходимым элементом устойчивого развития регионального СКК.
Современное состояние СКК не позволяет выработать единые методические подходы к созданию организационно-экономических моделей еще и в силу следующих причин :
- быстрое, непредсказуемое изменение внешней среды под воздействием политических, социальных, экономических и других факторов;
- специфичность региональных взаимосвязей СКК с другими хозяйствующими субъектами региона;
- отход функции оздоровления на второй план; в первую очередь реализуются те рекреационные услуги, виды отдыха, которые имеют массовый спрос и минимальные издержки;
- отсутствие всеобъемлющих статистических форм, позволяющих получать аналитический материал, необходимый для многофакторного анализа и принятия соответствующих решений по развитию СКК региона.
Преодоление сформулированных выше проблем возможно при создании гибкой развивающейся региональной системы на основе полифункциональной структуры. В качестве основного элемента, реализующего функции планирования, управления, контроля и координации нами выделена организация, в задачи которой входят:
- формирование целей и задач развития СКК на среднесрочный период и на перспективу;
- планирование деятельности на уровне регионального СКК;
- разработка основных требований к оперативным методам управления санаторно-курортными учреждениями и обеспечивающими финансовыми институтами;
- оперативное управление реализацией стратегических планов развития СКК.
В предлагаемой структуре не выделена функциональная принадлежность управляющей организации в рамках СКК по причине дифференцированного влияния элементов на управляющие процессы в различных регионах. Привязка к какому-либо элементу приведет к созданию неунифицированной структуры для данного конкретного региона. Что же касается общих методических подходов к формированию подобного рода структур, то на наш взгляд, наиболее рациональным следует считать в качестве основного элемента финансовый институт. Основным требованием для обеспечения управляемости является нахождение в собственности управляющей организации контрольных пакетов акций санаторно-курортных учреждений, которое может быть достигнуто за счет планомерной кампании, осуществляемой кредитной организацией. Подобное утверждение основывается на первичности условий, связанных с состоянием правоотношений собственности.
С другой стороны реальные полномочия по управлению региональным СКК имеют органы исполнительной власти субъектов федерации, имеющие следующие инструменты управления:
- лицензирование деятельности (медицинской - Министерство здравоохранения ЧР, туристской - Комитет по туризму);
- формирование действенного нормативно-правового пространства;
- прямое управление частью государственной собственности по доверенности, выданной Госкомимуществом субъекта федерации;
- возможность формирования целевых источников финансирования при осуществлении капитальных затрат в СКК региона за счет бюджета региона, а также за счет привлечения внебюджетных средств.
Следовательно, для эффективного развития, эксплуатации и управления санаторно-курортным комплексом необходимы определенные институциональные элементы. Система данных элементов должна обеспечивать устойчивость развития СКК и рациональное взаимодействие с другими подсистемами общества (экономической, социальной, политической и т.п.). Принимая во внимание значительную формализацию основных реальных взаимодействий, нами предлагается модель, способствующая устойчивому развитию СКК региона и состоящая из следующих элементов, взаимосвязей и разовых обязательных мероприятий:
- организационные структуры, в ведении которых находится СКК и ассоциации частного характера, как, например, ассоциации курортов, реализующие государственную политику в области оздоровления и опирающиеся на приоритеты и принципы социальной функции государства;
- законодательство, нормативно-правовые акты, относящиеся к санаторно-курортному комплексу, как, например, стандарты и лицензионные требования для средств размещения, стандарты лечения в медицинской деятельности;
- образовательные программы по подготовке квалифицированных кадров для СКК региона с курортной специализацией;
- наличие финансовых средств и соответствующих инструментов для развития курортов, объектов инфраструктуры, достопримечательностей, а также механизмы привлечения инвестиций;
- маркетинговые стратегии и программы продвижения санаторно-курортных услуг, нацеленные на информирование потенциальных потребителей о соответствующем курортном регионе и на стимулирование посещения этого курортного региона, а также информационные службы в принимающих центрах;
- упрощение туристских формальностей (включая визовые требования - для оздоравливающихся из стран СНГ и дальнего зарубежья), таможенных формальностей и обеспечение других объектов и услуг в пунктах въезда и выезда оздоравливающихся;
- институциональные элементы также включают в себя методы усиления и распределения экономических выгод СКК, меры по охране окружающей среды, смягчению отрицательных социальных воздействий и сохранению культурного наследия, проживающего в районах СКК;
- планирование СКК как взаимосвязанной системы должно быть нацелено на комплексное развитие всех ее составляющих: физических и институциональных элементов;
Насколько важно планирование для обеспечения системности внутри СКК, настолько же важно гармонично вписывать СКК в общую политику, планы и стратегию развития соответствующего региона. Такая интеграция разрешит любые потенциальные противоречия, связанные, например, с использованием определенных видов ресурсов для разных направлений развития. Оно также обеспечит многоцелевое использование дорогой инфраструктуры на благо общих потребностей общества и СКК.
Предлагаемая управляющая структура представляет собой холдинговую компанию, владеющую контрольными пакетами акций своих дочерних учреждений. Вопросы оценки эффективности и управления организацией такого типа являются актуальными. Отметим лишь тот факт, что чем больше уровней в структуре собственности или звеньев между субъектом контроля и подконтрольной организацией, тем меньшим капиталом последней необходимо условно владеть для контроля над ней. Повышение эффективности использования средств инвестора (в т.ч. и государства в виде передачи имущественных прав) достигается за счет синергетического эффекта. С целью практической реализации сформулированных в работе положений разработана перспективная организационно-экономическая модель управления санаторно-курортным комплексом региона. Она рассматривается как совокупность четырех подсистем, охватывающих соответствующие функциональные области:
- подсистема управления и координации;
- подсистема финансирования;
- подсистема подготовки кадров;
- подсистема реализации санаторно-курортных услуг;
- подсистема инфраструктурных элементов.
В данной модели не приведена подсистема информационного обеспечения, так как она охватывает и обеспечивает практически все организационные взаимосвязи между подсистемами. Рассмотрение функционального состава каждой подсистемы позволяет формализовать структуру подсистемы и обозначить пути их дальнейшей оптимизации.
Координирующую роль на уровне региона наравне с государственными органами управления должно выполнять общественное объединение - региональная организация, объединяющая и представляющая интересы представителей СКК. Данное объединение необходимо для целей стратегического планирования на региональном уровне, а также для представления и лоббирования интересов санаторно-курортных организаций на федеральном уровне.
В Германии на федеральном уровне специфические интересы курортных организаций представляет и защищает Немецкое объединение курортных предприятий, в Швейцарии - Швейцарское объединение курортных предприятий, в Польше - Объединение оздоровительных гмин Польши и другие. Кроме того, активно поддерживает развитие и существование так называемых курортных коммун в Германии, Италии Международное Общество медицинской бальнеологии и климатологии (ISMH).
Обеспечение успешного комплексного развития СКК и управление им зависит в равной степени как от политики развития, физического планирования и мер регулирования воздействий, так и от эффективных институциональных факторов. Государственные и частные организационные структуры в сфере СКК должны соответствовать конкретным условиям каждого региона. По мере изменения обстоятельств эти структуры также подвержены динамическим изменениям. До того, как будут выбраны организационные структуры, необходимо принципиально определить и принять соответствующие функции регионального правительства и частного сектора в развитии и управлении СКК.
Для координации политики, планирования и управления СКК на региональном и федеральном уровнях необходимо создать национальную курортную администрацию (НКА) - департамент или министерство для решения вопросов в санаторно-курортной сфере. Это необходимо, т.к. ослаблен государственный контроль за рациональным использованием природных лечебных ресурсов, осуществляется застройка территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей, не учитываются потребности всех слоев населения в санаторно-курортной помощи. Работа по признанию территорий, обладающих природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального и федерального значения ведется недостаточно активно.
НКА выделяет в своей структуре различные управления и отделы. Создаются отделы, занимающиеся планированием и развитием, статистикой и исследовательской деятельностью, образованием, профессиональной подготовкой и переподготовкой, маркетингом, обеспечением базовой инфраструктуры, организацией представительств за пределами региона, за рубежом. Если в регионе сектор СКК уже имеет большое значение или планируется его значительный рост, это министерство может заниматься только вопросами санаторно-курортной сферы - это повышает приоритетность и значение этого сектора в экономике региона. Однако в районах, где СКК только начинает развиваться, может потребоваться, чтобы правительство на начальном этапе приняло участие в коммерческой деятельности, чтобы дать толчок развитию СКК. В других случаях такое управление может иметь смешанную компетенцию, при которой санаторно-курортная деятельность объединяется с некоторыми другими смежными направлениями деятельности.
В рамках предложенной модели выполнение функций согласования предполагается возложить (на примере рассматриваемых нами регионов) на Координационный совет по развитию СКК при ассоциации «Северо-Запад» в Северо-Западном федеральном округе РФ, в Чувашской республике на действующий Координационный совет по развитию туризма и курортов. Основные функции данной структуры могут быть следующие:
- формирование стратегических планов развития санаторно-курортного комплекса региона с учетом экономических, социальных и экологических аспектов;
- текущее взаимодействие как с исполнительными органами власти субъекта федерации, непосредственно отвечающими за формирование и реализацию политики в санаторно-курортной сфере, так и с различными организационными звеньями важнейших инфраструктурных элементов;
- разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы СКК;
- финансирование проектных работ по формированию элементов СКК;
- создание прозрачного информационного поля, доступного как каждому санаторно-курортному учреждению, так и всем потенциальным клиентам (корпоративным и индивидуальным).
Создание единого признанного координационного центра и внедрение современных холдинговых моделей развития в сферу СКК будет стимулировать инвестиционные механизмы, повысит рентабельность и жизнеспособность СКК регионов.
[1] Богданов Е.И., Никитина О.А., Гаценбиллер А.П. Монография: Хозяйственный механизм санаторно-курортного комплекса. - СПб.: Изд-во СПГАСЭ, 2004. - 243 с.
Библиографическая ссылка
Никитина О.А. ФОРМИРОВАНИЕ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЕ РЕГИОНОВ // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 5. – С. 38-40;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10320 (дата обращения: 04.12.2024).