Формирование психолого-консультатив-ной компетенции - одна из наиболее трудноразрешимых задач в подготовке профессионального психолога. Если говорить точнее - это задача практически не реализуемая в условиях профессиональной подготовки будущих психологов в вузе.
Анализ психолого-консультативной компетенции требует уточнения некоторых понятий. В работах, посвященных формированию профессиональной компетентности специалистов, чаще всего употребляются понятия «социальные компетенции» и «профессиональные компетенции». Мы же предпочитаем термин «социально-профессиональные компетенции». Анализ подходов к понятиям «социальная компетенция» (Александрова И.О., Вундерер Р., Гончаров С.З., Зимняя И.А., Максимова Н.Е., Петровская Л.А. и др.), «профессиональная компетенция» (Горб В.Г., Демин В.Д., Зеер Э.Ф., Плужник И.Л. и др.) отчетливо показывает, насколько тесно эти понятия взаимосвязаны по своему содержанию, насколько они взаимообусловливают друг друга. И это настолько естественно, насколько естественно, что любая профессиональная деятельность осуществляется людьми в их взаимодействии друг с другом, в конкретных социальных условиях.
Мы полагаем, что все компетенции в широком смысле слова по своему содержанию социальны, поскольку они формируются и проявляются в социуме. Следовательно, для нашего рассмотрения не имеет особого смысла дифференцировать понятия «социальная компетенция» и «профессиональная компетенция». Скорее мы должны говорить о компетенции социально-профессиональной.
Социально-профессиональные компетенции мы определяем как интегральные качества личности, проявляющиеся в общей способности и готовности ее к самостоятельной и успешной профессиональной деятельности в условиях реальной социально-профессиональной ситуации, основанные на профессиональных знаниях, умениях и навыках, опыте, ценностях и склонностях, приобретенных в процессе обучения.
В ряду социально-профессиональных компетенций психолога особе место занимают психолого-консультативная компетенция. Мы рассматриваем ее как интегральное качество личности психолога, проявляющееся в способности и готовности самостоятельно и успешно осуществлять психологическое консультирование в разных формах его организации (индивидуальное, групповое, заочное и др.) и в разных сферах деятельности (интимно-личностное, семейное, профессиональное, организационное и др.) в условиях реальной ситуации психологического консультирования, качество, основанное на профессиональных знаниях, умениях и навыках, опыте, ценностях и склонностях, приобретенных в процессе обучения.
Психолого-консультативную компетенцию мы рассматриваем - важный фактор формирования имиджа психолога-консультанта. В ней в концентрированном виде отражены такие существенные для формирования образа профессионального консультанта особенности (знания, умения, навыки, способности, опыт, ценности и др.), которые могут выступать основой создания имиджа представителя данной области практической психологии.
Психолого-консультативная компетенция может включать в себя субкомпетенции, классифицируемые нами по двум основаниям: по формам организации и по сферам психологического консультирования. По формам организации - это субкомпетенции индивидуального консультирования, консультационной беседы, группового консультирования, консультирования по телефону, консультирования через Интернет, заочного консультирования (по переписке). По сферам психологического консультирования - это субкомпетенции интимно-личностного консультирования, семейного консультирования, психолого-педагогического консультирования, профессионального консультирования, организационного консультирования.
Наряду с вышеперечисленными, к формирующим имидж психолога-консультанта, следует отнести субкомпетенции: безусловного принятия клиента, концентрации на его жизненной ситуации, ориентации на его нормы и ценности; различения личных и профессиональных отношений; взаимодействия консультанта и клиента; конфиденциальности, соблюдения этических норм; эмпатического понимания и др.
Поскольку социально-профессиональная компетенция может проявиться только в условиях реальной социально-профессиональной ситуации, создать такую ситуацию в условиях организации учебного процесса в вузе практически нереально. Сколько бы самых прекрасных лекций по психологическому консультированию не читалось, какие бы не проводились самые интересные и захватывающие дух семинарские или практические занятия, сформировать психолого-консультативную компетенцию в вузе невозможно. Чего не достает? Нужен реальный клиент, реальный человек, реально нуждающийся в психологической помощи. Частично решить проблему могла бы учебная практика студентов, предусмотренная учебным планом подготовки психологов. Однако и в этом случае приобретение навыков, способствующих готовности и способности будущего психолога самостоятельно проводить консультирование также весьма проблематично. Во-первых, потому, что маловероятно обращение потенциального клиента не к опытному специалисту, а к студенту-практиканту. Во-вторых, присутствие практиканта на индивидуальной консультации, которую проводит специалист-психолог, может рассматриваться как редкая удача. Остается только одно - приобретение психолого-консультативной компетенции в процессе самостоятельной профессиональной деятельности, уже после окончания обучения в вузе. Р. Мэй отмечает, что при современном уровне преподавания профессиональная подготовка психологов в вузе не всегда является залогом успехов в психологическом консультировании, а иногда даже, напротив, она мешает будущему консультанту. Поэтому Р. Мэй предлагает воспользоваться советом З.Фрейда - «учиться на практике».
По мнению Р. Кочюнаса, минимальная длительность специального образования в области психологического консультирования должна быть не менее трех лет. Профессиональное становление психолога-консультанта требует несколько лет практической деятельности, в течение которых психолог обретает практический опыт, участвует в семинарах и курсах повышения квалификации, обсуждает свой практический опыт с коллегами и супервизором.
На сегодняшний день в нашей стране, к сожалению, не сложилось четкого, более или менее адекватного представления о том, кто такой психолог, психолог-консультант, чем он отличается от психиатра или психотерапевта. В случае возникновения проблемы психологического характера, далеко не каждый может решить, как ему правильно поступить. Если обратиться к психологу, то возникают вопросы - как его найти, к какому психологу-консультанту обратиться, как узнать или определить - действительно ли это тот человек, который может профессионально оказать психологическую помощь и поддержку? И еще, в случае выбора, кому лучше всего отдать предпочтение - высококвалифицированному, опытному специалисту или, менее опытному психологу, но человеку, привлекающему своими личностными качествами - добротой, приветливостью, открытостью и т.п.?
Все эти вопросы непосредственно выводят нас на проблему имиджа психолога-консультанта и, соответственно, на проблему имиджевой компетенции психолога.
Имиджевая компетенция: интегральное качество, проявляющееся в способности и готовности самостоятельно и успешно формировать свой имидж психолога-консультанта.
Психолог может прибегать к двум способам создания или преобразования своего имиджа, предназначенного для людей, могущих стать его клиентами - либо обратиться к услугам имиджмейкера, либо решить эту проблему собственными усилиями.
Обращение к услугам имиджмейкера - специалиста целенаправленно занимающегося формированием имиджа заказчика - имеет некоторые преимущества. Очевидно, что имиджмейкер - человек знающий, компетентный, опытный специалист, который знает какой имидж необходимо создать, для кого, и знает, как это сделать. Но здесь возникает ряд вопросов: кого можно назвать имиджмейкером, откуда они берутся, кто и где их готовит? Учебных заведений, которые готовят имиджмейкеров на государственном уровне, у нас в стране нет. Всевозможные курсы, семинары и т.п., заявляющие о себе как учебные заведения по подготовке имиджмейкеров, или «имидж-технологов», на самом деле сосредоточены на обучении визажистов, парикмахеров, стилистов, которые могут сыграть какую-либо роль в разработке имиджа, однако только лишь на уровне внешнего облика заказчика. Это конечно необходимо, но недостаточно для полноценного формирования имиджа того или иного человека. Сегодня в качестве имиджмейкеров работают, как правило, специалисты, работающие в сфере рекламы, PR, менеджмента, но главным образом таковыми выступают, прежде всего, высококвалифицированные психологи.
Специалисты, работающие в сферах социальной, политической, экономической психологии, психологии менеджмента, рекламы, безусловно, и прежде всего претендуют на звание квалифицированного имиджмейкера. Следовательно, психолог сам вполне успешно может работать над созданием или преобразованием собственного имиджа. Зная механизмы формирования социальной перцепции, свои собственные индивидуальные и профессиональные особенности, требования клиентов, психолог при соответствующей мотивации может вполне успешно справиться с задачей формирования своего имиджа.
Одним из факторов, существенно влияющих на формирование такого имиджа, как раз и является социально-профессиональная компетентность психолога. Как показали результаты нашего исследования, людей (как возможных клиентов) привлекают в психологе, два момента - уровень его профессиональной компетентности и внешнеповеденческие характеристики. К последним относятся: настроение психолога, его паралингвистические характеристики; проксемические особенности; внешний облик; функциональные особенности; экстралингвистические особенности и др.
Ситуация сегодня такова, что в процессе профессиональной подготовки психологов, в частности подготовки их к психолого-консультативной работе требуется обратить более пристальное внимание на формирование социально-профессиональных компетенций, которые выступают основным фактором формирования имиджа, предназначенного для возможных клиентов консультанта.
Библиографическая ссылка
Бозаджиев В.Л. ПСИХОЛОГО-КОНСУЛЬТАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 7. – С. 116-118;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10346 (дата обращения: 23.11.2024).