По словам академика А.Н. Крылова, математика для инженера есть инструмент такой же, как штангенциркуль, зубило, напильник для слесаря. Инженер должен по своей специальности уметь владеть инструментом, но он вовсе не должен уметь его делать.
К математическому аппарату инженера можно отнести все то из математики, что используется в инженерном деле, которое характеризуется чрезвычайно широкой сферой приложения. При этом круг его обязанностей в различной степени связан с производственной, конструкторской, исследовательской или административной деятельностью.
Участие в научных исследованиях возлагает на инженера принятие решений, направленных на обеспечение надежного функционирования технических средств и получение достоверных данных об исследуемых объектах. Инженеры участвуют в планировании эксперимента, обработке данных и оформлении научных результатов.
Процессы обработки данных и принятия решений требуют привлечения математических методов и вычислительных средств, уровень которых зависит от сложности решаемых задач. Разумеется, успех дела в значительной мере определяется как личными качествами инженера, так и его профессиональной и теоретической подготовкой. Важнейшую роль в этом отношении играет умение инженера выбрать соответствующий его задачам математический аппарат и наиболее эффективно использовать его для получения требуемого результата.
Исследования показали, что наиболее эффективным средством формирования профессиональной компетентности студентов технических вузов при обучении математике являются задачи и задания, моделирующие наиболее приоритетные виды деятельности инженера: проектно-конструкторскую, производственно - технологи-ческую, организационно-управленческую и научно - исследовательскую. Исходя из особенностей типов профессиональных задач по каждому виду деятельности инженера в процессе исследования с участием преподавателей специальных дисциплин, были составлены по большинству разделов курса математики задачи и задания профессиональной направленности. Они составлялись на основе соблюдения ряда принципов: доступности, поэтапного усложнения, соблюдения принципа связи теории с практикой, наличия элементов исследовательской деятельности, на основе сравнительно простых технических и технологических моделей. Решая профессионально направленные задачи, студент мысленно соотносит ее содержание, метод решения с жизненной ситуацией, которые могут реально возникнуть в его будущей профессиональной деятельности. Можно заметить, что задачи могут быть сформулированы так, чтобы их содержание было связано с материалом общепрофессиональных и специальных дисциплин, последнее способствует запоминанию профессиональных терминов, определений, понятий.
В этом контексте математика как одна из фундаментальных дисциплин общетеоретической подготовки студентов технического вуза способствует становлению многомерного взгляда студента технического вуза на будущую профессиональную деятельность.
Библиографическая ссылка
Егорова И.П. ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРА // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 3. – С. 46-47;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10981 (дата обращения: 23.11.2024).