Процессуальная направленность периода практического обучения, базирующегося на прочной основе общих и специальных знаний, в некотором, достаточно оптимальном, варианте выражается в следующей совокупности этапов:
1. совместная (с преподавателем) деятельность в её личностно ориентированной направленности на развитие "практического мышления";
2. развитие самооценки и утверждение целесообразности выполняемой учебной деятельности;
3. сближение выдвигаемых целей и конструируемых учебно-практических задач;
4. модификация конструкта (модуса) обучения от "мотивы-цели-постановка-задача" до "цели-мотивы-задача-результат";
5. снижение авторитарной роли преподавателя;
6. снижение в процессе обучения познавательной ценности знаний, и интенсивное приобретение навыками деятельностно ориентированного утилитарного значения-ориентира;
7. конкретизация и актуализация проблем недостаточности начальных знаний, построение маршрута самообучения;
8. углубление личностно-коллективных отношений, их конкретизация в процессах и результатах созидающего труда.
Характеристики целей, задач, мотивов деятельности, присутствующих и оказывающих влияние в период практического обучения отражены в таблице.
С точки зрения расширительного толкования содержания решаемых образовательных задач, в период формирования и закрепления знаний в форме умений и навыков, следует привести следующую классификацию возможностей образовательных учреждений:
Образовательное учреждение |
|
Срок подготовки |
ПУ |
Умения переходящие в навыки |
1-3 года |
ВУЗ |
Умения умений |
4-6 лет |
ВТУЗ |
Умения умений и высокие практические навыки |
5-7 лет |
Зависимости, раскрываемые в проанализированном (в первом приближении) графике (рис.1), имеют глубоко опосредованный, многократно резервированный, систематизированный, комплексный смысл, и в общем случае отражают общие тенденции формирования прочных навыков, приобретаемых обучаемыми в профессиональной школе.
Процесс научения практическим умениям отличается весьма специфическими особенностями. Находящаяся на авантных позициях, функция восприятия обеспечивает строго порционное и адресное прохождение учебной информации, этим выполняется обережение психики обучаемого, его защита от непроизвольных опасных действий:
- вначале происходит настройка психомоторных систем организма,
- затем осуществляются тонически-регуляторные действия:
- принимается и перепроверяется удобная поза,
- направляется взгляд, производится оценка периферийного расположения,
- обостряется слух и т.д.,
- и лишь затем активизируются ощущения, воспринимающие и сканирующие информацию, поступающую от внешнего мира - в первую очередь, от преподавателя, мастера, инструктора.
Таблица 1.
Характеристики |
Периоды формирования умений и навыков (рис.5) |
||
I |
II |
III |
|
Приоритеты 1 - деятельности 2 - целей 3 - мотивов 4 - задач |
1. - Инструктаж |
Контроль |
Сопровождение, оценка, ревизия |
2. - Ознакомление |
Развитие умений |
Совершенствование |
|
3. - Принуждение в участии |
Успех процесса и этапов труда |
Удовлетворение результатами труда |
|
4 - Усвоение заданного |
Выполнение задания |
Внесение собственного видения задачи |
|
Акценты |
1. - Закрепление через повтор упражнений |
Исполнение |
Контроль показателей качества деятельности |
2. - Результативность и законченность действий |
Законченность операции |
Производительность при наивысшем качестве продукции |
|
3. - Утверждение достижимости цели |
Достижение цели |
Целенаправленность усилий |
|
4. - Устойчивое усвоение базовых знаний |
Целеполагание, конструирование пути достижения цели |
Самоконтроль и самооценка |
|
Области паритетов |
1. Репликативный ответ |
Технологическая операция |
Со-трудничество |
2. - Безопасность труда |
Овладение профессиональной деятельностью |
Наивысшая квалификация |
|
3. - Длительная жизнедеятельность |
Делегирование полномочий, самоконтроль |
Самовыражение |
|
4. Первичные умения |
Изготовленный продукт, изделие |
Достижение уровня мастера, учителя |
В этот период активно проявляются моторно-двигательные механизмы перцепции (восприятия и оценки); из них выделяются наиболее значимые:
- фактор замкнутости - первоначальное знакомство наиболее эффективно, если обучаемый воспринял объект в целом, а не по частям, отдельным компонентам, деталям; в этом процессе объективно развивается эффект фовеального пятна - как для адекватного понимания зрительной сцены важнее способность к одномоментному крупномасштабному схватыванию отношений между предметами, чем возможность тонкого фовеального анализа отдельных деталей, - так и в процессе обучения важно сначала оценить и понять проблему целиком и только потом исследовать по частям - т.е. следовать стандартным законам диаконтики;
- фактор близости - (пространственная, временная, слуховая, логико-смысловая характеристики) изучаемых компонентов друг к другу: несовпадение не должно превышать на 25-30% при стандартном уровне трудности и среднестатистических психофизиологических характеристиках аудитории; однако и расхождение отдельных параметров не должно быть менее 5-7%, в противном случае, как правило, теряется эффект бездоказательной "авторитарной" новизны учебного материала, сообщаемого преподавателем, пропадает эффект превышения порогового уровня мотивации интереса познания;
- фактор группировки - законченность ансамбля обеспечивающее некоторую психологическую комфортность самого обучения, наличие чётких ограничений в первую очередь количественно измеряемых параметров: число изучаемых операций, действий, длительность занятия, количество используемых приборов, объём учебных заданий и т.д.
Рис.1. Формирование умений и навыков в учебном процессе
Примечание: данный график (рис.1) скорректирован по расположению оси ординат - ось смещена вправо на величину времени, требующегося для выполнения операции при высшей квалификации профессионала, т.е. отметка "0" на оси абсцисс соответствует высшему достигаемому уровню профессионализма в соответствии с условиями проведения анализа (например, для условий выполнения операции специалистом заданного данной программой обучения квалификационного разряда).
Принятые обозначения:
N max - ограничения по времени и затратам на обучение; максимально возможное число повторений (максимальная длительность практического обучения) допускаемое учебными программами и планами;
t0 - минимальное время исполнения операции, достигаемое отлично успевающими учащимися по окончании предусмотренного учебным планом периода обучения;
t1 - порог перехода умений в навыки у отлично успевающих учащихся;
t2 - рубеж перехода от объективизации знаний к формированию умений у "отличников";
t3 - тоже - у "троечников";
t4 - начальные затраты времени на первых попытках выполнения операций у отличников;
t5 - время, затрачиваемое на выполнение операции, начинающим обучение учеником, имеющим посредственные начальные знания;
R0 - период становления (размах изменения значений времени исполнения операции) навыков полного овладевания операцией у отлично успевающих учеников;
R1 - период становления умений у отлично успевающих учеников;
R2 - изменение продолжительности исполнения операции в период накопления и трансформирования первичных прообразов, служащих основами умений у отлично успевающих учеников;
R3 - изменение времени исполнения операции в период приобретения репликативных умений организации и пооперационно-целостного осмысления технологического процесса посредственно успевающими учениками;
n0 - среднее количество упражнений (пробных исполнений операции) для обеспечения периода эргономизации рабочего поля - тактильно-двигательно-ориентационного ознакомления с местом деятельности, что выражается в выполнении необходимо-вынужденного количества упражнений для всех учащихся учебной группы;
n1 - количество упражнений, позволяющее обучаемому конкретизировать утилитарное назначение, ранее приобретённых, знаний, придать им характер профессиональных знаний прикладного назначения (отлично успевающий обучаемый);
n2 - то же, успевающий удовлетворительно;
n3 - количество упражнений, требующихся для обеспечения максимально интенсивной подготовки обучаемого до уровня заданного разряда (в условиях профессиональных училищ, как правило, это - четвёртый разряд);
n4 - необходимое, но не гарантированно-достаточное число повторение операции для подготовки слабо успевающего обучаемого до минимально потребного уровня профессиональных умений (но не навыков!); n4 > Nmax и при необходимости дополнительно выделяется за счёт внутренних ресурсов системы;
G - область оптимизации приобретённых теоретических знаний с целью их преобразования и формирования базиса первичных умений; для отлично успевающего она описывается контуром (контур, ограниченный линиями с вершинными точками т.т. C,t2,t4);
G1 - то же, но для посредственно успевающего, (контур B,t3,t5);
R - область формирования первичных и развивающихся умений (A,C,t2,t1);
S - область развития и оттачивания профессионального мастерства (n3,A,t1,0);
n3,A,C,t3,0 - контур, характеризующий область, определяющую затраты на обучение отлично успевающего обучаемого;
Nmax,Z,B,t4,0 - то же, но на обучение удовлетворительно успевающего;
n2 - n1 - социальный разрыв, образующейся вследствие различного темпа обучения на заключительных этапах обучения отличников и троечников.
В общем случае затраты различных ресурсов на обучение в выделенных областях определяется интегралом с довольно сложной функцией, т.к. вполне естественно, что плотность аргументов на этих площадях - величина переменная. Следовательно, даже при полном равенстве площадей выделенных контуров и подобии их конфигураций, характеризуемые ими затраты (различной природы) не равны друг другу. На практике исследование приведённого графика представляет достаточно сложную задачу.
выявить следующие особенности и характеристики:
1. Необходимо отметить, что на практике фиксируется фактическое соответствие максимального времени практического обучения (отведённого согласно учебного плана) в профессиональном учебном заведении и достигаемого уровня наименьшей допускаемой образовательным стандартом обученности. Т.е. де-факто стандарт позволяет обучать посредственно успевающего ученика только до уровня формирования минимальных умений, но не более.
2. Дальнейшее проведение первичного анализа позволяет выделить поэтапно превалирующие типы мышления, предопределящие, в свою очередь, характерные особенности преимущественно формирующихся дискрет, образующих остов общего конструкта "знания-умения-навыки". Согласно практическим наблюдениям на соответствующих этапах преобладают следующие постулаты-функции трансформирования:
I - визуальное мышление,
II - слуховое мышление,
III - тактильное мышление.
3. Экспериментальные исследования показывают, что соотношение периодов I,II и III (рис.2) достаточно устойчиво укладывается в диапазон:
II III
──── = ──── = (1.32...1.68);
I II
4. Общие трудозатраты на подготовку специалиста могут опосредовано выражаться как площадь фигуры F1 ð n4 - B - t5 - 0 - для троечников и F2 ð n3 - A - C - t4 - 0 - для отличников.
5. Весьма характерно, что практически параллельные, линии t4-С и t5-В в дальнейшем переходят в "расходящиеся" линии СА и n4-В. Т.е. обучение отличников уже изначально происходит на более высоком уровне сложности, а затем, в период приобретения навыков, сложность воспринимаемых ими учебных сообщений ещё более возрастает (линия A-n3 значительно более круто расположена к оси ординат, чем линия B-n4).
6. C-t2 и B-t3 - ординаты соответствующие некоторым параметрам стабилизации психофизиологического состояния обучаемых различной степени первоначальной подготовленности - это относится к группам "хорошистов-отличников" и "троечников". В областях, определяемых этими параметрами-координатами, реализуются процедуры (обучения):
- идеальная - имитационное моделирование, аргументами которого являются выделенные в программах обучения ["штатные"] контрольные мероприятия, определяющие (контролирующие) достижение заданных параметров в структуре будущей деятельности специалиста; здесь происходит соединение учебных заданий с жизненно важными установками обучающейся личности; определяются границы достижимого для каждого в отдельности ученика;
- планируемая - создаваемая согласно требованиям образовательного стандарта, но с учетом способностей обучающихся, а потому корректируемая на уровне учебного заведения, индивидуального маршрута обучения, либо на конкретном занятии;
- реальная - базирующаяся на объективных исходных условиях, на фиксации достижений и ошибок обучающихся, их оценивании и коррекции и т.д.
7. В специально сконструированной информационной среде (области G и G1 рис.1) процесс обучения строго планируется и затем столь же строго контролируется, с целью недопущения излишних отклонений от алгоритмов; здесь также учитываются (и обрабатываются преподавателем) результаты выполнения процедур и приёмов обучения: требования со стороны обучающих (в учебных заведениях профессионального обучения это - мастера производственного обучения) предъявляются на уровне соответствующей производительности труда и качества выполняемых операций, при полном соблюдении требований техники безопасности, в том числе, социальной безопасности учебной деятельности (в общеобразовательных учреждениях в этой ситуации отслеживается строгое соответствие процесса преодоления проблемы заданному алгоритму).
8. Тонкое педагогическое балансирование обучения в этот период обусловливается трудностями соблюдения достаточно противоречивого положения-требования: развивающийся навык гасит "ценностные" знаниевые отношения.
Отдельного анализа требует участок t4-t5 (рис.1). Обратное потенцирование среднего балла обучаемых, прослушавших курс теоретический курс и приступающих к практическому обучению, позволяет в некоторой степени обозначить и раскрыть причины разнохарактерного протекания дальнейшего обучения. Плотность оценок (рис.2), соответствующих окончанию теоретического курса обучения и рубежно принадлежащих (строго в выделенном интервале, не выходя за его границы) начальному этапу практического обучения, характеризует состояние и уровень обученности, присутствующий в реальных условиях обучения учащихся профессиональных училищ: число обучаемых, чьи оценки располагаются справа от моды приведённого распределения, [интервал 3.6-3.0] превышает 65-70%.
Преподаватель особое внимание уделяет темпу обучения на этапе I. Именно здесь, как известно, закладываются основные начальные потенции дальнейшего успешного обучения. Выделение областей совместного обучения, выполняемого по единому плану и технологии в составе учебной группы, для учащихся, обладающих различными исходными уровнями теоретических знаний, позволяет произвести следующие наблюдения и выводы (их графическое представление показано на рис.1):
1) констатация профнепригодности отражается как невыраженность точки перелома при формировании умений - Z2 = Nmax; время выполнения учебной операции Tоперации ≥ t2;
2) профессиональная ущербность - регистрируется как замедленность темпа формирования умений на 20% и более: в этом случае отмечаются следующие значения параметров:
Z1 = Nmax; Tоперации = (0.5-0.6) • t2
3) нормальное прохождение обучения: все параметры системы устойчиво находятся ниже и левее ломанной линии n4 - B -t5 на 20-30%; ситуация характеризуется соотношениями: Zo = Nmax; Tоперации = от t2 до tmin, tmin - время операции, достигаемое отлично успевающими учащимися.
Работа представлена на заочную электронную конференцию «Современная социология и образование», заочная электронная конференция, 15-20 сентября 2006 г. Поступила в редакцию 15.09.2006 г.
Библиографическая ссылка
Лобашев В.Д. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 4. – С. 44-48;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11040 (дата обращения: 23.11.2024).