Основной задачей любого профессионального учебного заведения была, есть и остается на современном этапе - подготовка конкурентно-способного высококвалифицированного специалиста. Ответственным моментом в этом процессе является формирование контингента высокограмотных студентов, ориентированных на профессию, готовых к усвоению большого объема новой информации. Сложность выполнения поставленной проблемы определяется несколькими характерными для сегодняшней России причинами.
Одна из них - демографическая, определяющая нарастающее снижение приема в общеобразовательной школы, которое через пять-шесть лет приведет к равенству выпускников этих школ и посадочных мест в средние и высшие учебные заведения, и как результат, падение или полное отсутствие конкурса абитуриентов, а значит, и выбора среди них лучших. Эта причина определяет необходимость создания уже в настоящее время для каждого учебного заведения через систему школьного профильного образования собственного рынка абитуриентов.
Вторая причина - финансовая, ограничивающая в связи с практически полным отсутствием бюджетного обеспечения экстенсивный путь развития образования. В этом случае важным является доведение каждого поступившего студента до его выпуска без потери в ходе подготовки за счет его неуспеваемости или профессиональной непригодности. Это определяет необходимость еще в школе более глубокого изучения основополагающих профильных дисциплин и ранней ориентации школьника на профессию.
Третья причина кроется в определенном отставании уровня подготовки общеобразовательной школы от возрастающих требований к специальным знаниям в профессиональной школе.
В современном мире постоянно происходит обновление знаний в различных сферах науки, культуры, техники, что существенно влияет на содержание образования, ведет к расширению содержания существующих учебных предметов или к созданию новых, возникших в связи с развитием научного знания и необходимых для преподавания в школе в современных условиях. Новому содержанию необходимы более сложные приемы деятельности. Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных жизненных ситуациях.
Вышеперечисленные проблемы могут и должны быть решены на этапе подготовки школьника к поступлению в ССУЗы и ВУЗы.
Для решения этой цели основным звеном являются специализированные классы, формируемые в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях. В этом направлении Саратовский медицинский колледж Росздрава и сформированный при нем «Педагогический центр» имеют богатый опыт работы со специализированными классами и профильными общеобразовательными учреждениями.
Задачи специализированных классов следующие:
- Углубленное изучение базовых (гуманитарных) дисциплин школьной программы (спецкурсы, дополнительные занятия, факультативные и обзорные лекции, вынесенные за сетку расписания и т.д.).
- Методическое обеспечение углубленного изучения отдельных предметов.
- Ранняя профессиональная ориентация на профессию медика (основы медицины, парамедицинские профессии, курсы младшей медицинской сестры, курсы гигиенического массажа и т.д.).
- Знакомства с основополагающими дисциплинами ССУЗа с участием его преподавателей. Введение в профессию.
- Создание положительной мотивации на знания (регулярные контрольные задания, проведение игровых контрольных занятий, олимпиады, работы в кружках, проведение тематических конференций и т.д.). При этом программное и методическое обеспечение должно даваться как общеобразовательной, так и профессиональной школой с привлечением преподавательского потенциала ССУЗа к работе с учащимися школ.
Медицинский колледж в ориентации школьников на профессию медика проводит занятия по основам гигиенического массажа (268 часов), основам жизнеобеспечения (118 часов). Но наиболее глубокое погружение в профессию дают занятия по программе младшей медицинской сестры по уходу за больными (424 часа).
Преподавание основополагающих дисциплин ведется по унифицированным программам, разработанным педагогами колледжа и преподавателями школ и гимназий. Последнее позволяет вести тематические циклы лекционных занятий и проводить в единые сроки административные контрольные работы и олимпиады.
В системе досузовского образования учащиеся получают:
- Повышенный уровень и глубокие знания по отдельным дисциплинам.
- Навыки работы с дополнительной учебной литературой.
- Положительную мотивацию на профессию медика.
- Осознанную профессиональную ориентацию.
- Психологическую подготовку к выпускным и вступительным в ССУЗ испытаниям.
- Основы адаптации к занятиям в ССУЗе.
Показательны сравнительные результаты психологической характеристики студентов, пришедших в ССУЗ через систему специализированных профильных классов и не обучающихся в этой системе. Последних отличал высокий уровень тревожности, выражавшейся:
а) повышенной утомляемостью от учебной нагрузки;
б) отсутствием привычки к продолжительным (сдвоенным) занятиям;
в) неспособностью к конспектированию лекций;
г) стеснением непривычной обстановкой на различных учебных базах;
д) психологическим дискомфортом смены кабинетов и тематики занятия;
е) сложностью при усвоении объема знаний и медицинской терминологии;
ж) страхом, повышенным волнением при ответе по изучаемому материалу;
з) затруднением в восприятии организации учебного процесса.
Этих проявлений практически не отмечено в первой группе студентов.
Таким образом, результаты работы с профильными общеобразовательными учреждениями и со специализированными классами определяют для СУЗа:
- Получение сильного, ориентированного на профессию медицинского работника абитуриента.
- Решение вопроса конкурсного отбора студентов (увеличение конкурса за счет учащихся специализированных классов).
- Формирование студенческого коллектива с осознанной мотивацией на профессию.
- Повышение уровня и качества успеваемости студентов в течение обучения в СУЗе за счет глубоких базовых знаний и развития способностей к их усвоению.
- Снижение отсева студентов за счет устойчивой профессиональной ориентации школьника.
Все сказанное подтверждает, что планомерная работа, проводимая по профессиональному ориентированию школьников в специализированных классах, может решить вопросы конкурсного формирования контингента студентов среднего учебного заведения и быть основой подготовки высококвалифицированного специалиста.
Библиографическая ссылка
Аверьянов П.Ф., Чиж А.Г., Исламова Е.А., Бурлака А.П. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ - ОСНОВА КОНКУРСНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 5. – С. 36-38;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11092 (дата обращения: 23.11.2024).