Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ И МИРОВОМ РЫНКАХ

Александров В.В. Литвяк Б.И.

Каждая страна, каждый регион, которые называют себя туристскими, должны быть интеграцией санаторно-курортного и туристского комплексов и стремятся предоставить iэкологических, транспортных, культурных, спортивно-развлекательных, деловых, а, во-вторых, обеспечить их безопасность.

Причём всё это должно быть сделано выше уровня, который существует в стране постоянного местожительства туристов. На это следует уделять особое внимание, в то время как в России на протяжении последних 15-ти лет туристская отрасль разрушалась, а на Западе она переживала стремительный подъём.

Россия, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На его долю приходится около 1% мирового турпотока. В то же время, ее потенциальные возможности позволяют, при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры, принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составило 7,4 млн. человек в 2003 году, что не соответствует её туристским возможностям. Об этом также свидетельствуют и данные о привлекательности туристских регионов России, приведённых в таблице 1.

Таблица 1. Привлекательность туристических регионов России согласно рейтинговому опросу

Госкомстата (2002г.), в % от общего числа респондентов [1,7]

Наименование регионов

Для россиян

Для иностранцев

Санкт-Петербург

48,8

39,1

Москва

37,5

37,9

«Золотое кольцо»

31,8

29,8

Северный Кавказ

20,6

5,5

Калининград

8,6

6,7

Сибирь

5,4

8,8

Север, Северо-Запад

8,4

7,0

Поволжье

7,7

5,8

Дальний Восток

5,8

10,1

Урал

3,4

4,0


Таблица 2. Критерии, характеризующие некоторые курортные регионы стран Европы (2004 г.)

Критерии

Чехия Кар-

ловы Вары

Украина Трускавец

Франция

Германия

Баден-Бад.

Словения

КМВ

Число отдыхающих,

тыс. в год

74

215

80 Виши

120

 

525

Размещение: отели

санатории

40%

60%

45%

45%

100%

100%

70%

18%

76%

Стоимость проживания 3* (без леч.)

$ в день

50-70

20-40

90-100

100-120

70-80

30-50

Из таблицы видно, что Северный Кавказ, вместе с Сочи, Анапой, Туапсе и горными курортами, занимает лишь четвёртое место.

А если сравнить регион Кавказских Минеральных Вод с зарубежными курортами, то складывается следующая картина (См.: таблицу 2).

Среди европейских курортов можно выделить как стабильные и высокоразвитые, так и более новые и быстрорастущие. Так. Баден-Баден и Виши - курорты - символ престижности и элитарности. В этих здравницах высокие цены, здесь развит деловой туризм, а также имеется большое количество знаковых объектов. Другие, такие как Карловы Вары, Трускавец и словенские курорт не обладают столь мощной курортной инфраструктурой, но зато имеют высокие темпы развития. Именно здесь государство наиболее активно работает на продвижение туристско-курортных комплексов. Российский курортно-туристский комплекс проигрывает зарубежным конкурентам по трём причинам: это несоответствие цены и качества курортных услуг, неправильное формирование базовой структуры путёвки и недостаточное продвижение курортно-туристского продукта на государственном и региональном уровнях. Так, сезон 2006 года начался для наших соотечественников с подорожания 10-30%. В результате произошёл отток потенциальных клиентов российских курортов за рубеж. По статистике в 2003 г. зарубежные здравницы выбрали 5,7 млн., в 2004 г. - уже 6,6 млн., а в 2005 г. - 7 млн. россиян. И поэтому наши представления о том, что и как нужно представлять иностранным туристам, очень сильно отличаются от их действительных ожиданий.

Неправильное формирование стоимости путёвки связано прежде всего с практикой применения полной максимальной усреднённой стоимости, когда потребитель платит за услуги, которых не получает. Негативное влияние оказывает также неоправданное расширение базового пакета в связи с льготой по НДС и отсутствие в стоимости путёвки расходов на транспортные услуги.

Наконец, слабое продвижение российского курортного продукта связано, в первую очередь, с недостаточным финансированием на всех уровнях и неумелым использованием данных маркетинга. России трудно выдержать конкуренцию с более активными и богатыми производителями. Так, иностранные государства тратят на продвижение своего турпродукта за рубежом в среднем 34 млн. евро в год, ежегодно увеличивая расходы на 20%. В 2005 г Греция, например, выделила на эти цели 121,7 млн. евро, Мексика - 119,9 млн., Испания - 96,2 млн. Для сравнения: в 2006 г. Россия смогла выделить всего около 3 млн. евро.[2.77]

И всё же курорты были и остаются главным социально-экономическим рычагом Кавказских Минеральных Вод. Они нужны не только их жителям, но и Москве, Ростову, Северу, всей стране и иностранным гражданам. Тем, кто нуждается в серьёзной медицинской помощи: никогда не помогут курорты Анталии, Израиля и т.д. больше, чем отечественные курорты, традиционно ориентированные на профильное лечение, реабилитацию после тяжёлых недугов и операций, располагающих большими диагностическими возможностями.

О работе санаторно-курортной сферы, туризма и гостиниц Кавминвод говорят следующие данные: за двенадцать месяцев 2006 года принято на отдых и лечение 625 тысяч 314 человек, в том числе в санаторно-курортном комплексе - 460933 человек; в гостиницах и мотелях - 108881 человек; в частном секторе - 55500 человек. От работы предприятий туризма, гостиниц и мотелей получено за 2006 год в местные бюджеты 5 млн.306 тыс. рублей.[3.1-2].

Можно ли существенно улучшить санаторно-курортное и туристское обслуживание населения России на Кавказских Минеральных Водах? Можно и нужно если умело реализовать утверждённые Стратегию и программы развития Кавминводского региона до 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 14 от 17 января 2006 года «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны» и подкреплённых для их выполнения объёмом финансовых ресурсов в сумме 61 млрд. руб. на 5 лет, причём на долю бюджетных источников приходится около 33 млрд. рублей, на долю внебюджетных инвестиций - 26,7 млрд. рублей.

Комплексные преимущества, в рамках Стратегии, определены. Это, комплексные оздоровительные факторы (минеральные воды, лечебные грязи, радон, климат), уникальные лечебно-оздоровительные технологии, богатое культурно-историческое наследие, высокая концентрация учёбных заведений, развитая торговая сеть, выгодное географическое положение, важнейшие транспортные артерии, сказывающийся на территории Кавминвод хороший инвестиционный климат Ставропольского края, безопасность в сравнении с ближайшими республиками, а также уникальное преимущество - наличие администрации Кавказских Минеральных Вод, являющейся координатором рекреационного развития [4.1].

На наш взгляд, в дополнение к Стратегии, необходимо отметить, что важным моментом для развития санаторно-туристского комплекса КМВ является политика государства в области поддержки и развития индустрии туризма, в рамках которой необходимо решить вопрос о собственности, т.е. передать профсоюзные санаторные учреждения в ведение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, как это сделано с Федеральным агентством по физкультуре, спорту и туризму, в собственность муниципальных органов городов-курортов, ведомственные санатории в вопросах санаторно-курортного лечения - подчинить Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития этого министерства, а также осуществлять программу поддержки и развития малого бизнеса.

Необходимы дифференциация и специализация здравниц с последующей разработкой и утверждением по группам типового положения и стандартов услуг: восстановительная клиника, санаторий, санаторий-профилакторий, оздоровительный комплекс, пансионат, курортная гостиница, курортная поликлиника.

Для улучшения результативности продвижения курортно-туристского продукта следует:

- Шире развивать интеграцию санаторно-курортных учреждений и турбизнеса в развитии оздоровительного туризма, в процессе реформирования каналов сбыта. Сюда относятся проблемы достижения целевых сегментов, привлечения отечественных и зарубежных туристов, прежде всего в лечебный сегмент;

- Актуально также и создание профессиональных отраслевых ассоциаций: лечебных - добровольная сертификация услуг; сбытовых - совместное продвижение турпродукта, сельскохозяйственных - производство сельхозпродукции и её переработка, транспортных - оказание транспортных услуг по обеспечению познавательного, культурного, исторического и этнического туризма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Общие вопросы. М., Курортные ведомости, №1 (28), 2005, с. 7.
  2. См.: А.Ветитнев. Как не оставить лечение на обочине туризма. М., Туризм. Профессиональный журнал, №10, 2006, С.77.
  3. Прощай сезон, Здравствуй сезон! Пятигорск, ООО «Редакция газеты «Кавказская здравница». №14 (20616), С.1-2).
  4. См.: Решающие факторы развития. Стратегия социально-экономического развития Кавказских Минеральных Вод до 2020 года. Пятигорск, ООО «Редакция газеты «Кавказская здравница», «Кавказская здравница», №18 (20620), 14 февраля 2007 года, С.1.

Библиографическая ссылка

Александров В.В., Литвяк Б.И. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ И МИРОВОМ РЫНКАХ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 6. – С. 34-36;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11148 (дата обращения: 16.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074