В исследовании приняли участие студенты ТГУ трех факультетов: естественно-географического (ЕГФ), факультета начального обучения (ФНО), факультета физической культуры и спорта (ФФКС). Изучение психофункционального статуса студентов в период обычного учебного процесса проводили по показателям личностной (ЛТ) и реактивной тревожности (РТ) по стандартной методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, показателям самочувствия, активности, настроения (САН), уровню тревожности и депрессии, по тесту «индивидуальная минута» (ИМ).
Оценка состояния тревожности свидетельствует о преобладании лиц с низким уровнем РТ как у юношей, так и у девушек на всех курсах. Однако у студентов ЕГФ имеются лица с высоким уровнем - по 10% на 3 курсе, 16,9% девушек и 16% юношей на 5 курсе. Высокая ЛТ характерна для девушек 1 курса ФНО (57,1%) и ЕГФ (50,0%). Низкая ЛТ характерна для группы юношей ФФКС 1 курса.
Уровень ЛТ выше, чем РТ, это объясняется тем, что определение тревожности проводили в межсессионный период, в ходе обычных занятий, поэтому РТ невысока.
Оценка уровня депрессии проводилась на основании опросника, разработанного для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии (адаптированная Т.И. Балашовой). Большинство студентов характеризуются состоянием «без депрессии». 21,6% юношей ЕГФ, 15,3% юношей ФФКС имеют «легкую» депрессию. Это вероятно связано с повышенной физической нагрузкой на ФФКС, которая, как известно, улучшает физическое самочувствие и снижает уровень депрессии.
Девушек имеющих «легкую» депрессию на ФНО 26,4 %, что больше, чем на ЕГФ. Кроме того, было обнаружено, что студентов имеющих «лёгкую депрессию» больше среди девушек, чем юношей. Вероятно, это связано с психологическими различиями в оценке жизненных ситуаций, в более легком восприятии и оценке информации, большей беспечности юношей.
Оценка психофункционального состояния по тесту «САН» показала, что самочувствие и настроение юношей ФФКС выше, чем на ЕГФ, а активность ниже. У девушек ЕГФ все показатели САН выше, чем у девушек ФНО, так на 1 курсе девушки ЕГФ имеют 5,4; 4,7; 5,7 баллов (соответственно С, А, Н), то у девушек ФНО 4,6; 3,5; 4,8 баллов. Однако необходимо отметить, что у девушек ЕГФ от 1 к 5 курсу значения САН достоверно не изменяются, то у девушек ФНО происходит повышение значений САН. Это вероятно связано с тем, что студентки ЕГФ имеют более высокий уровень психологической адаптации, чем студентки ФНО. Интересным оказался тот факт, что активность студенток ЕГФ падает от 1 курса к 5 курсу (5,7 и 5,1 балл), а у студенток ФНО наоборот, повышается (4,8 и 5,3 балла). Более высокие показатели САН у юношей имеют студенты 3 курса, в группе студенток такого отличия не обнаружено.
Таким образом, на психофункциональный статус студентов влияют не только сроки обучения и половая принадлежность, но и специфика избранной специальности.
Библиографическая ссылка
Будук ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ ТЫВИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 9. – С. 49-49;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11483 (дата обращения: 23.11.2024).