Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Атняшева Г.

В основе модели профилактического про­странства лежат представление о потенциале личности как диалектическом единстве конструк­тивного и деструктивного, а также представление о личности как восходящей системе ступеней развертывания потенциала («потенций»- готов­ность, установка, отношение, поведение, свойства личности).

Внутренним условием развития деструк­тивного потенциала является деструктивная го­товность. Наличие деструктивной готовности свидетельствует о присутствии деструктивной установки, которую  формируют деструктивная потребность, прошлый деструктивный опыт и ситуация.

Для реформирования деструктивной го­товности в готовность к саморазвитию необхо­димо конструировать ситуации «социального вовлечения» и эмоционального заражения, воз­никающие в значимой для них группе, а также формировать и реформировать установки на объ­екты (когнитивные, эмоциональные, поведенче­ские), и установки, ориентированные на ситуации различных уровней через социальные роли, роле­вые нормы и ожидания.

При моделировании необходимо учиты­вать феномен «профилактика» как «специальной сферы социальной деятельности». Объектами профилактики являются: человек, группа людей, общественные и государственные организации, т. е. эмпирически определенные феномены. В связи с этим понятие «социальность» переосмыслива­ется в методологии и определяется в качестве основной категории «общность». Именно катего­рии «общность» и личность ставятся «во главу угла» общей методологии профилактики, тем более что, по Л. С. Выготскому, личность «не вся» задана в группе или в обществе, а лишь ча­стью своей психологии, т. е. именно субстратом общного в личности

Профилактическое пространство как социальнопсихологическое образование, предполагает развитие его компонентов; развитие объектов (профилактируемые, группа, профилактическое пространство как общность, профилактический процесс, среда). Педагоги и профилактируемые -основные носители ценностно-смыслового со­держания данной модели, реализаторы основных функций в ее организации и освоении

Сознание и самосознание личности как субъекта профилактического пространства по­зволяют ему утвердиться как субъекту своего собственного изменения и являться постоянной доминантой в виде установок во внешней и внут­ренней жизни каждого ее члена. Преобразуя дея­тельность, развертывающуюся по тому или ино­му социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в профилактическом про­странстве, личность становится все более актив­ным субъектом, творцом профилактического процесса, творцом своего преобразования.

В профилактическом процессе субъектом сознательно видоизменяется деятельность таким образом, что реформируются деструктивные ус­тановки, формируются установки на саморазви­тие или реформируются когнитивные, ценност­ные, эмоциональные компоненты установки. Критерием отбора информации, знаний, ценно­стей, ценностных ориентаций являются, как пра­вило, эмоции субъекта по поводу объектов, си­туаций и деятельности.

Профилактическая деятельность представ­ляет интеграцию всех форм деятельностей, что позволяет удовлетворить такие базовые потребности как потребность в самодетерминации, по­требность в компетентности, потребность в зна­чимых отношениях.

В развивающем профилактическом про­странстве развитие деятельности должно проис­ходить по восходящему пути. Вектор развития имеет также готовность к реформированию дест­руктивной готовности и установка как психоло­гический механизм формирования готовности. В последовательности приобретения значимого опыта личность будет подчиняться внутренним законам развития профилактического простран­ства, которые задают порядок развертывания потенций для взаимодействия социальным окру­жением.

Результатами и условиями деятельности являются не только предметы или идеи, но и ус­тановки, социальные нормы и ценности, а также социальные роли и статусы, отношения, которые демонстрируют активность человека и представ­ляют содержание его индивидуального сознания и самосознания, а также общественного сознания.

Экспериментальная работа по созданию профилактического пространства как психосоци­альной модели профилактики деструктивного поведения подростков осуществлялась в образо­вательном учреждении МОУ средняя школа №82 в течение четырех лет (1997-2001гг). Практиче­ской реализацией идеи явился молодежный клуб «Оазис». Подростки с большим энтузиазмом за­нимались научной деятельностью в НОУ школы, вузов, обучались в школе волонтеров в центрах медицинской профилактики, выступали с кон­цертами, занимались журналистикой, благоуст­раивали микрорайон. Многие участники различ­ных проектов, семинаров, конкурсов, научно-практических конференций заняли призовые мес­та, были награждены грамотами и ценными по­дарками. Как результат профилактической дея­тельности статус клуба был довольно высоким; член клуба означало принадлежность к нему как общности, а также особый престиж.

Исследования показали, что у подростков изменилось поведение в конфликтах и проблем­ных ситуациях, уменьшилась тревожность и пси­хологическая напряженность; появились уста­новки на творческую деятельность, социальную активность, на саморазвитие, самоактуализацию, уверенность в себе, произошло переосмысление и понимание некоторых своих качеств, появилось новое видение себя и других, своей перспективы, появился интерес к себе и другим людям, изме­нилось отношение к аддикциям (наркомании, алкоголизму, курению) как к способу решения проблем.

Результаты исследования показали повы­шение самооценки, интернальности профилактируемых. Это может свидетельствовать, во - пер­вых, о развитии в процессе тренинговой работы качеств устойчивой личности (эмоциональная стабильность, самодостаточность, самоконтроль, уверенность в себе, критичность, зрелость, сред­ний уровень напряженности), а во - вторых, о развитии у личности подростка адекватной само­оценки, а, следовательно, и общей психологиче­ской устойчивости. Высокие показатели (7-8 стенов) по шкалам Ио (общая интернальность), Им (интернальность в межличностных отношениях), изменение соотношения показателей по шкалам Ид (интернальность достижений) и Ин (интернальность неудач): их разница уменьшилась до 1-2 единиц, причем с преимуществом шкалы Ид свидетельствуют о принятии личностью ответст­венности за свое поведение, а, следовательно, повышении уровня личностной зрелости, что является также одним из показателей психологи­ческой устойчивости личности.

Анализ результатов уровня адаптации к социуму у подростков клуба «Оазис» и подрост­ков общеобразовательного класса (опросник «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки) позволяет сделать вывод о том, что показатель раздражительности и уровень вербальной агрессии ниже у подростков клуба, что связано с их опережающим развитием; уро­вень косвенной и аутоагрессии также ниже, что подтверждает тот факт, что подросткам клуба легче наладить отношения в микросоциуме.

Критериями результативности процесса реформирования деструктивной готовности в развитие творческого потенциала у подростков необходимо считать изменения в их творческом и личностном развитии. Исследование показало, что примерно 90% подростков поступили в вузы, средние специальные заведения, 5%- в лицеи и училища, 5% работают и довольно успешно. Ре­зультаты экспериментальной работы по проекти­рованию модельного образца подтвердили эф­фективность модели профилактического про­странства.

Таким образом, профилактическое про­странство как психосоциальное образование яв­ляется интегральной психосоциальной техноло­гией, которая может выступать фактором не только профилактики деструктивного поведения, но и фактором развития потенциала саморазви­тия, то есть активного преобразования себя и окружающего мира.


Библиографическая ссылка

Атняшева Г. РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 9. – С. 64-66;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11502 (дата обращения: 14.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674