В основе модели профилактического пространства лежат представление о потенциале личности как диалектическом единстве конструктивного и деструктивного, а также представление о личности как восходящей системе ступеней развертывания потенциала («потенций»- готовность, установка, отношение, поведение, свойства личности).
Внутренним условием развития деструктивного потенциала является деструктивная готовность. Наличие деструктивной готовности свидетельствует о присутствии деструктивной установки, которую формируют деструктивная потребность, прошлый деструктивный опыт и ситуация.
Для реформирования деструктивной готовности в готовность к саморазвитию необходимо конструировать ситуации «социального вовлечения» и эмоционального заражения, возникающие в значимой для них группе, а также формировать и реформировать установки на объекты (когнитивные, эмоциональные, поведенческие), и установки, ориентированные на ситуации различных уровней через социальные роли, ролевые нормы и ожидания.
При моделировании необходимо учитывать феномен «профилактика» как «специальной сферы социальной деятельности». Объектами профилактики являются: человек, группа людей, общественные и государственные организации, т. е. эмпирически определенные феномены. В связи с этим понятие «социальность» переосмысливается в методологии и определяется в качестве основной категории «общность». Именно категории «общность» и личность ставятся «во главу угла» общей методологии профилактики, тем более что, по Л. С. Выготскому, личность «не вся» задана в группе или в обществе, а лишь частью своей психологии, т. е. именно субстратом общного в личности
Профилактическое пространство как социальнопсихологическое образование, предполагает развитие его компонентов; развитие объектов (профилактируемые, группа, профилактическое пространство как общность, профилактический процесс, среда). Педагоги и профилактируемые -основные носители ценностно-смыслового содержания данной модели, реализаторы основных функций в ее организации и освоении
Сознание и самосознание личности как субъекта профилактического пространства позволяют ему утвердиться как субъекту своего собственного изменения и являться постоянной доминантой в виде установок во внешней и внутренней жизни каждого ее члена. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в профилактическом пространстве, личность становится все более активным субъектом, творцом профилактического процесса, творцом своего преобразования.
В профилактическом процессе субъектом сознательно видоизменяется деятельность таким образом, что реформируются деструктивные установки, формируются установки на саморазвитие или реформируются когнитивные, ценностные, эмоциональные компоненты установки. Критерием отбора информации, знаний, ценностей, ценностных ориентаций являются, как правило, эмоции субъекта по поводу объектов, ситуаций и деятельности.
Профилактическая деятельность представляет интеграцию всех форм деятельностей, что позволяет удовлетворить такие базовые потребности как потребность в самодетерминации, потребность в компетентности, потребность в значимых отношениях.
В развивающем профилактическом пространстве развитие деятельности должно происходить по восходящему пути. Вектор развития имеет также готовность к реформированию деструктивной готовности и установка как психологический механизм формирования готовности. В последовательности приобретения значимого опыта личность будет подчиняться внутренним законам развития профилактического пространства, которые задают порядок развертывания потенций для взаимодействия социальным окружением.
Результатами и условиями деятельности являются не только предметы или идеи, но и установки, социальные нормы и ценности, а также социальные роли и статусы, отношения, которые демонстрируют активность человека и представляют содержание его индивидуального сознания и самосознания, а также общественного сознания.
Экспериментальная работа по созданию профилактического пространства как психосоциальной модели профилактики деструктивного поведения подростков осуществлялась в образовательном учреждении МОУ средняя школа №82 в течение четырех лет (1997-2001гг). Практической реализацией идеи явился молодежный клуб «Оазис». Подростки с большим энтузиазмом занимались научной деятельностью в НОУ школы, вузов, обучались в школе волонтеров в центрах медицинской профилактики, выступали с концертами, занимались журналистикой, благоустраивали микрорайон. Многие участники различных проектов, семинаров, конкурсов, научно-практических конференций заняли призовые места, были награждены грамотами и ценными подарками. Как результат профилактической деятельности статус клуба был довольно высоким; член клуба означало принадлежность к нему как общности, а также особый престиж.
Исследования показали, что у подростков изменилось поведение в конфликтах и проблемных ситуациях, уменьшилась тревожность и психологическая напряженность; появились установки на творческую деятельность, социальную активность, на саморазвитие, самоактуализацию, уверенность в себе, произошло переосмысление и понимание некоторых своих качеств, появилось новое видение себя и других, своей перспективы, появился интерес к себе и другим людям, изменилось отношение к аддикциям (наркомании, алкоголизму, курению) как к способу решения проблем.
Результаты исследования показали повышение самооценки, интернальности профилактируемых. Это может свидетельствовать, во - первых, о развитии в процессе тренинговой работы качеств устойчивой личности (эмоциональная стабильность, самодостаточность, самоконтроль, уверенность в себе, критичность, зрелость, средний уровень напряженности), а во - вторых, о развитии у личности подростка адекватной самооценки, а, следовательно, и общей психологической устойчивости. Высокие показатели (7-8 стенов) по шкалам Ио (общая интернальность), Им (интернальность в межличностных отношениях), изменение соотношения показателей по шкалам Ид (интернальность достижений) и Ин (интернальность неудач): их разница уменьшилась до 1-2 единиц, причем с преимуществом шкалы Ид свидетельствуют о принятии личностью ответственности за свое поведение, а, следовательно, повышении уровня личностной зрелости, что является также одним из показателей психологической устойчивости личности.
Анализ результатов уровня адаптации к социуму у подростков клуба «Оазис» и подростков общеобразовательного класса (опросник «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки) позволяет сделать вывод о том, что показатель раздражительности и уровень вербальной агрессии ниже у подростков клуба, что связано с их опережающим развитием; уровень косвенной и аутоагрессии также ниже, что подтверждает тот факт, что подросткам клуба легче наладить отношения в микросоциуме.
Критериями результативности процесса реформирования деструктивной готовности в развитие творческого потенциала у подростков необходимо считать изменения в их творческом и личностном развитии. Исследование показало, что примерно 90% подростков поступили в вузы, средние специальные заведения, 5%- в лицеи и училища, 5% работают и довольно успешно. Результаты экспериментальной работы по проектированию модельного образца подтвердили эффективность модели профилактического пространства.
Таким образом, профилактическое пространство как психосоциальное образование является интегральной психосоциальной технологией, которая может выступать фактором не только профилактики деструктивного поведения, но и фактором развития потенциала саморазвития, то есть активного преобразования себя и окружающего мира.
Библиографическая ссылка
Атняшева Г. РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 9. – С. 64-66;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11502 (дата обращения: 14.12.2024).