Как отмечают многие учёные (например, Ф.И. Перегудов и Ф.П. Тарасенко ) балльные шкалы оценки знаний учащихся относятся в основном к порядковым измерениям (то есть носят сравнительный характер, с выстраиванием учебной группы по ранжиру от двоечников до отличников). Такой подход нельзя признать объективным.
Традиционные дидактические шалы, как и многие другие (например, температурные: 0°С -температура превращения воды в лёд, 100°С - температура кипения воды) привязаны к ключевым точкам. Например, в вузе оценка в семестровом экзамене: 2 (неуд) - предполагает возможность исключение студента из вуза по неуспеваемости, 3 (удовл) -предоставляет возможность дальнейшего обучения, но лишает его стипендии, 4 (хор) - предоставляет возможность дальнейшего обучения и получения стипендии, отл) - предоставляет возможность дальнейшего обучения и получения повышенной стипендии. Но эти показатели весьма грубы и достаточно относительны.
Есть теория, связывающая шкалу успешности обучения с интервальным вариационным рядом признака, характеризующим знания показателями, заимствованными из математической статистики (В.И. Михеев2).
Значительный прогресс достигнут в шкалировании знаний за счёт тестирования (см., например А .И. Самыловский3). Но неизменно актуальным остаётся вопрос о размерности данных измерительных шкал. И в этом вопросе предпочтение должно отдаваться безразмерным величинам.
В дидактике такой величиной может служить рейтинг: отношение количества усвоенного обучаемым учебного материала к общему количеству учебного материала. На практике это выглядит как отношение количества учебных часов, соответствующих количеству учебного материала, усвоенного обучаемым, к количеству учебных часов, регламентируемых учебным планом для изучения данного материала. Объём материала, усвоенного учащимся, может также измеряться количеством информации, положительно зафиксированным контрольным тестом, а общий объём, подлежащий изучению, как объём материала, изложенный в соответствующем учебнике.
Предложенная шкала удобна для использования на уровне «удовлетворительно» -«хорошо». Уровень «отлично» должен быть дополнен творческим рейтингом, определяемым по итогам студенческой научной работы в соответствующем кружке или по выступлениям на студенческой научной конференции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М: «Высшая школа», 1989.-367 с.
- Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Едиториал УРСС. 2004. - 200с.
- Самыловский А.И. Тест как объективный измерительный инструмент в образовании./Вопросы тестирования в образовании. 2001, № 1. - С. 10-39.
Библиографическая ссылка
Берднова Е.В. БЕЗРАЗМЕРНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ШКАЛЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЗНАНИЙ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 9. – С. 66-66;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11503 (дата обращения: 10.12.2024).