Согласно (Логиновой Л. Г. 200 г.) отношение студенческой молодёжи к приёму наркотиков можно охарактеризовать, как ложное, толеранотное или нейтрально безразличное. Очень часто легкомысленно допускают для себя возможность пробы того или иного наркотика считая, что в этом нет ничего опасного.
Учитывая вышеизложенное мы попытались проанализировать ситуацию с приобщением к психоактивным веществам студенческой молодёжи глубинки. Образ жизни которых резко отличается от студенческой жизни крупных мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург, Краснодара).
Антинаркотическая деятельность в Краснодарском крае осуществляется в строгом соответствии с федеральной целевой программой «Комплексные меры противодействию злоупотребления наркомании и их незаконному обороту» (2002 - 2004 гг.).
В рамках ВУЗа (СГПИ) - это целенаправленная система информационно-профилактической работы осуществляемой в течение нескольких лет, что несомненно отложило отпечаток в отношении сохранения реального здоровья студентов. В связи с функционированием лаборатории здоровьесберегающих технологий возникла необходимость отслеживания (мониторинга) социализации студенческой молодёжи с установленной регулярностью. В процессе исследования использовалась анкета, разработанная лабораторией состоящая из трёх блоков (отношение к алкоголю, курению, наркотическим и токсическим веществам). Анкета позволяла оценить не только сферу значения психоактивного вещества, сколько характер внутреннего переживания студентов и отношение к изучаемой проблеме. Объектом мониторинга являлась менее адаптированная студенческая молодежь первых и вторых курсов. Всего за 2005 - 2006 было обследовано 2352 студента, однако предложенная информация касается только одного факультета 89 студентов.
Анализ анкет отражён в таблице № 1, однако не маловажно проанализировать более актуальные вопросы, имеющие непосредственное отношение к показателям наркотической ситуации (распространение наркотиков и иных психоактивных веществ, частота злоупотребления и состояние зависимости, отношение отдельных лиц к наркотикам и наркотической ситуации и т. д.)
Таблица 1. Показатели отношения студентов к психоактивным веществам
|
I курс |
II курс |
I курс |
II курс |
|
Количество ответивших |
Процент ответивших |
||
Своё физическое здоровье Вы в общем оцениваете как: |
||||
1) отличное |
9 |
4 |
20,5% |
16,7% |
2) очень хорошее |
13 |
3 |
29,5% |
12,5% |
3) хорошее |
18 |
15 |
40,9% |
62,5% |
4) удовлетворительное |
4 |
1 |
9,1% |
4,2% |
5) слабое |
0 |
1 |
0,0% |
4,2% |
|
44 |
24 |
100,0% |
100,0% |
Алкоголь для здоровья: |
||||
1) полезен |
1 |
0 |
2,3% |
0,0% |
2) полезен и вреден, зависит от колическтва |
26 |
17 |
59,1% |
70,8% |
3) вреден |
17 |
7 |
38,6% |
29,2% |
|
44 |
24 |
100,0% |
100,0% |
Впервые мне пришлось попробовать алкогольный напиток в возрасте: |
||||
1) 12 лет |
9 |
8 |
20,5% |
33,3% |
2) 15 лет |
25 |
12 |
56,8% |
50,0% |
3) 17 лет |
4 |
2 |
9,1% |
8,3% |
4) ещё не пробовал (а) |
6 |
1 |
13,6% |
4,2% |
|
44 |
23 |
100,0% |
95,8% |
Это произошло: |
||||
1) случайно |
5 |
7 |
11,4% |
29,2% |
2) из любопытства |
17 |
4 |
38,6% |
16,7% |
3) семейное торжество, угостили взрослые |
15 |
12 |
34,1% |
50,0% |
4) хотелось показаться взрослым |
1 |
0 |
2,3% |
0,0% |
5) из-за неприятностей |
1 |
0 |
2,3% |
0,0% |
6) ещё не пробовал (а) |
5 |
1 |
11,4% |
4,2% |
|
44 |
24 |
100,0% |
100,0% |
В настоящее время алкогольные напитки |
||||
1) не употребляю |
8 |
0 |
18,2% |
0,0% |
2_ потребляю очень редко |
13 |
11 |
29,5% |
45,8% |
3) потребляю только по праздникам |
8 |
5 |
18,2% |
20,8% |
4) потребляю раз в неделю |
10 |
4 |
22,7% |
16,7% |
5) потребляю каждый вечер |
5 |
3 |
11,4% |
12,5% |
|
44 |
23 |
100,0% |
95,8% |
Обычный повод для употребеления алкоголя |
||||
1) не употребляю, и нет повода |
6 |
0 |
13,6% |
0,0% |
2) праздники, семейные торжества |
10 |
10 |
22,7% |
41,7% |
3) для смелости |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
4) за компанию с товарищами и подругами |
20 |
8 |
45,5% |
33,3% |
5) из-за неприятностей |
2 |
0 |
4,5% |
0,0% |
6) просто так от нечего делать |
0 |
1 |
0,0% |
4,2% |
7) просто хочеться |
5 |
1 |
11,4% |
4,2% |
|
43 |
20 |
97,7% |
83,3% |
После употребеления алкоголя у меня возникает: |
||||
1) весёлость, повышаеться общительность |
9 |
11 |
20,5% |
45,8% |
2) повышенная работоспособность |
2 |
0 |
4,5% |
0,0% |
3) сонливость, вялость |
1 |
2 |
2,3% |
8,3% |
4) раздражительность, плохое настроение |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
5) головная боль, тошнота |
2 |
0 |
4,5% |
0,0% |
6) нормальное самочуствие |
17 |
10 |
38,6% |
41,7% |
|
31 |
23 |
70,5% |
95,8% |
Продолжение таблицы 1.
|
I курс |
II курс |
I курс |
II курс |
|
Количество ответивших |
Процент ответивших |
||
Информация о вреде алкоголя считаю: |
||||
1) необходимой |
15 |
9 |
34,1% |
37,5% |
2) полезной |
24 |
9 |
54,5% |
37,5% |
3) бесполезной |
3 |
5 |
6,8% |
20,8% |
4) ошибочной |
1 |
1 |
2,3% |
4,2% |
|
43 |
24 |
97,7% |
100,0% |
Курение для организма: |
||||
1) очень вредно |
25 |
14 |
56,8% |
58,3% |
2) вредно |
11 |
9 |
25,0% |
37,5% |
3) скорее вредно, чем полезно |
6 |
0 |
13,6% |
0,0% |
4) трудно сказать |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
5) скорее полезно, чем вредно |
1 |
0 |
2,3% |
0,0% |
6) полезно |
0 |
1 |
0,0% |
4,2% |
7) очень полезно |
1 |
0 |
2,3% |
0,0% |
|
44 |
24 |
100,0% |
100,0% |
Первая проба табака произошла: |
||||
1) в школе |
23 |
9 |
52,3% |
37,5% |
2) дома |
2 |
1 |
4,5% |
4,2% |
3) в ВУЗе |
3 |
4 |
6,8% |
16,7% |
4) не пробовал (а) |
16 |
9 |
36,4% |
37,5% |
|
44 |
23 |
100,0% |
95,8% |
Повод для первой пробы табака: |
||||
1) любопытство |
20 |
9 |
45,5% |
37,5% |
2) неприятности |
2 |
0 |
4,5% |
0,0% |
3) чтобы понравиться девушке (юноше) |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
4) не хотелось отставать от друзей |
3 |
2 |
6,8% |
8,3% |
5) от скуки |
2 |
1 |
4,5% |
4,2% |
6) не курил (а) никогда |
15 |
9 |
34,1% |
37,5% |
|
42 |
21 |
95,5% |
87,5% |
Если Вы курите, то как часто: |
||||
1) ежедневно, от 5 до 10 раз |
15 |
4 |
34,1% |
16,7% |
2) раз в неделю |
2 |
2 |
4,5% |
8,3% |
3) раз в месяц |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
4) очень редко |
4 |
4 |
9,1% |
16,7% |
5) не курю совсем |
23 |
12 |
52,3% |
50,0% |
|
44 |
22 |
100,0% |
91,7% |
Информация о вреде курения |
||||
1) нужна |
40 |
21 |
90,9% |
87,5% |
2) не нужна |
3 |
3 |
6,8% |
12,5% |
|
43 |
24 |
97,7% |
100,0% |
В Вашей семье: |
||||
1) курят |
20 |
9 |
45,5% |
37,5% |
2) не курят |
24 |
14 |
54,5% |
58,3% |
|
44 |
23 |
100,0% |
95,8% |
Пробовали ли Вы что нибудь из перечисленных веществ: |
||||
1) растворитель, клей "Момент" и т.д. |
1 |
0 |
2,3% |
0,0% |
2) анаша |
2 |
3 |
4,5% |
12,5% |
3) препараты эфедрина |
1 |
0 |
2,3% |
0,0% |
4) опийные перпараты (мак, соломка и т.д.) |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
5) синтетические (героин и т.д.) |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
6) полинаркотики |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
Продолжение таблицы 1.
|
I курс |
II курс |
I курс |
II курс |
|
Количество ответивших |
Процент ответивших |
||
7) что-то другое |
2 |
0 |
4,5% |
0,0% |
8) не пробовал (а) ничего |
35 |
18 |
79,5% |
75,0% |
|
41 |
21 |
93,2% |
87,5% |
Если пробовали, то это впервые произошло в возрасте: |
||||
1) 13 лет |
4 |
1 |
9,1% |
4,2% |
2) 15 лет |
4 |
0 |
9,1% |
0,0% |
3) 17 лет |
1 |
3 |
2,3% |
12,5% |
4) не пробовал (а) |
35 |
20 |
79,5% |
83,3% |
|
44 |
24 |
100,0% |
100,0% |
Повод для первой пробы: |
||||
1) любопытство |
3 |
2 |
6,8% |
8,3% |
2) предложили друзья |
2 |
1 |
4,5% |
4,2% |
3) под давлением |
1 |
1 |
2,3% |
4,2% |
4) не пробовал (а) |
37 |
20 |
84,1% |
83,3% |
|
43 |
24 |
97,7% |
100,0% |
В данный момент наркотические и токсические вещества: |
||||
1) не употребляю |
42 |
22 |
95,5% |
91,7% |
2) клей(растворитель) |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
3) таблетки |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
4) марихуану |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
5) эфедрин |
1 |
0 |
2,3% |
0,0% |
6) опий |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
7) синтетические наркотики |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
8) полинаркотики |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
|
43 |
22 |
97,7% |
91,7% |
Повод для употребеления (в настоящее время) |
||||
1) денежный долг |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
2) не могу порвать с этой компанией |
1 |
0 |
2,3% |
0,0% |
3) угрожают расправой |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
4) собственное желание |
1 |
2 |
2,3% |
8,3% |
5) зависимость |
0 |
1 |
0,0% |
4,2% |
6) нет повода и не употребляю |
42 |
21 |
95,5% |
87,5% |
|
44 |
24 |
100,0% |
100,0% |
Наркотики для здоровья и жизни: |
||||
1) вредны |
41 |
21 |
93,2% |
87,5% |
2) полезны и вредны, зависит от дозы |
2 |
1 |
4,5% |
4,2% |
3)полезны |
1 |
0 |
2,3% |
0,0% |
4) нужны |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
|
44 |
22 |
100,0% |
91,7% |
Наркотики распространяют: |
||||
1) на дискотеках |
5 |
1 |
11,4% |
4,2% |
2) в студенческой среде |
1 |
1 |
2,3% |
4,2% |
3) на рынках |
2 |
1 |
4,5% |
4,2% |
4) в специальных местах |
1 |
0 |
2,3% |
0,0% |
5) не знаю где их преобритают |
32 |
10 |
72,7% |
41,7% |
|
41 |
13 |
93,2% |
54,2% |
Ваше отношение к лицам, употребляющим наркотики |
||||
1) сочуствующее |
12 |
8 |
27,3% |
33,3% |
2) осуждающее |
12 |
8 |
27,3% |
33,3% |
3) безразличное |
20 |
8 |
45,5% |
33,3% |
|
44 |
24 |
100,0% |
100,0% |
Продолжение таблицы 1.
|
I курс |
II курс |
I курс |
II курс |
|
Количество ответивших |
Процент ответивших |
||
Употребляют ли наркотики блязкие родственники: |
||||
1) да |
0 |
1 |
0,0% |
4,2% |
2) не знаю |
4 |
0 |
9,1% |
0,0% |
3) нет |
40 |
23 |
90,9% |
95,8% |
|
44 |
24 |
100,0% |
100,0% |
Наркотики способствуют деяниям человека, противоположенным общественной морали: |
||||
1) нет |
2 |
2 |
4,5% |
8,3% |
2) они иногда опасны |
2 |
1 |
4,5% |
4,2% |
3) они представляют опасность |
30 |
20 |
68,2% |
83,3% |
4) затрудняюсь ответить |
10 |
1 |
22,7% |
4,2% |
|
44 |
24 |
100,0% |
100,0% |
Предлагали ли Вам или Вашим знакомым наркотические вещества в стенах ВУЗа: |
||||
1) да |
3 |
2 |
6,8% |
8,3% |
2) нет |
4 |
6 |
9,1% |
25,0% |
3) не знаю |
37 |
16 |
84,1% |
66,7% |
|
44 |
24 |
100,0% |
100,0% |
С употреблением наркотиков бороться : |
||||
1) надо |
43 |
23 |
97,7% |
95,8% |
2) не надо |
1 |
1 |
2,3% |
4,2% |
|
44 |
24 |
100,0% |
100,0% |
Разговоры об употреблении психических и наркотических веществ Вам |
||||
1) интересны |
7 |
4 |
15,9% |
16,7% |
2) настораживают |
7 |
3 |
15,9% |
12,5% |
3) безразличны |
30 |
17 |
68,2% |
70,8% |
|
44 |
24 |
100,0% |
100,0% |
Наркотики должны быть: |
||||
1) легализованны и доступны |
3 |
1 |
6,8% |
4,2% |
2) трудно сказать |
3 |
4 |
6,8% |
16,7% |
3) запрещенны |
38 |
19 |
86,4% |
79,2% |
|
44 |
24 |
100,0% |
100,0% |
Информация о влиянии на организм наркотических и психотропных веществ: |
||||
1) нет необходимости |
3 |
4 |
6,8% |
16,7% |
2) затрудняюсь ответить |
4 |
0 |
9,1% |
0,0% |
3) не всегда воспринимается аддекватно |
7 |
2 |
15,9% |
8,3% |
4) необходима |
30 |
18 |
68,2% |
75,0% |
|
44 |
24 |
100,0% |
100,0% |
Демографическая ситуация в России связана с употреблением ПАВ: |
||||
1) нет |
5 |
3 |
11,4% |
12,5% |
2) затрудняюсь ответить |
23 |
2 |
52,3% |
8,3% |
3) незначительно |
6 |
6 |
13,6% |
25,0% |
4) да, в большей степени |
8 |
13 |
18,2% |
54,2% |
|
42 |
24 |
95,5% |
100,0% |
Первый блок вопросов касался отношения к алкоголю: Большой процент респондентов на вопрос алкоголь для здоровья полезен и вреден, зависит от количества соответственно отметили 59,1% (студенты I курса) и 70,8% (студенты II курса). У большинства опрошенных первая проба алкоголя произошла в 15 лет - 56,8% (студенты I курса) и 50,0% (студенты II курса). И только одна студентка II курса и 6 студентов I курса не пробовали алкоголь, что весьма парадоксально для молодёжи России. 45,8% студентов II курса и 29,5% студентов I курса и в настоящее время употребляют алкогольные напитки, хотя и очень редко. Информацию о вреде алкоголя большинство студентов (54,5%) I курса сочли необходимой, а студенты II курса разошлись во мнениях и сочли ёё не только необходимой (37,5%), но и полезной (37,5%). Это констатирует факт эффективности и необходимости проводимой информационно-просветительской работы.
Второй блок вопросов касался отношения к курению. И показатели распределились следующим образом: С тем, что курение для организма очень вредно согласились 56,8% студентов I курса и 58,3% студентов II курса. Тогда как есть лица которые продолжают считать, что курение очень полезно среди студентов I курса 2,3%. У большинства студентов первая проба табака произошла в школе 52,3% (студенты I курса) и 37,5% (студенты II курса). Поводом для первой пробы у большинства послужило любопытство 45,5% (студенты I курса) и 37,5% (студенты II курса). В настоящее время половина студентов как I так и II курса не курят (52,3% и 50,0% соответственно). Что касается информации о вреде курения большинство студентов I (90,9%) и II (87,5%) курсов считают её необходимой при сохраняющейся тенденциии к продолжению курения у небольшого процента студентов обеих курсов.
Отношение к наркотическим и токсическим веществам получило следующее отражение: 79,5% студентов I курса и 75,0% студентов II курса не пробовали ни каких веществ предложенных в анкете. Однако среди студентов I курса есть лица которые пробовали психоактивные вещества и это было согласно следующему вопросу в начале переходного возраста. Поводом для первой пробы были любопытство (6,8% студентов I курса и 8,3% студентов II курса), давление со стороны сверстников (2,3% студентов I курса и 4,2% студентов II курса) и предложение друзей (4,5% студентов I курса и 4,2% студентов II курса). Повода для употребления в настоящее время у студентов нет (95,5% студентов I курса и 87,5% студентов II курса). На вопрос где распростроняют наркотики 11,4% студентов I курса и 4,2% студентов II курса отметили дискотеку, небольшой процент 2,3% (студентов I курса) в студенческой среде, 4,5% (студентов I курса) и 4,2% (студентов II курса) - на рынках. При ответе на вопрос «Ваше отношение к лицам употребляющим наркотики» мнение студентов II курса разделилось поровну между тремя предложенными вариантами ответов (33,3%), а 45,5% студентов I курса относятся к таким людям с безразличием. Большинство опрошенных считают, что с употреблением наркотиков необходимо бороться (97,7% студентов I курса и 95,8% студентов II курса). И студенты оценили значимость информационно просветительской работы и сочли её необходимой (68,2% студентов I курса и 75,0% студентов II курса). Радует, что в настоящее время прослеживается тенденция отказа от наркотических и психоактивных веществ. Зависимость демографической ситуации в России от употребления психоактивных веществ оценили студенты II курса 54,2%, тогда как студенты I курса - 52,3% затруднились ответить на этот вопрос. Это говорит о непонимании студентами I курса значимости влияния употребления молодёжью психоактивных веществ на демографическую ситуацию в России.
Таким образом, причина наркомании в неправильных взаимоотношениях молодёжи с окружающими их людьми и общественными институтами. Эти причины проявляются не сами по себе, а через конкретные жизненные обстоятельства, которые могут иметь и случайный характер, что и было отраженно в результатах опросника. Отсюда следует, что организовать профилактическую и превентивную работу с молодыми можно зная их ценностные ориентации, обстановку при которой они впервые пробуют любые токсические вещества и причину их употребления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Нарконет № 1 (27) за 2005г стр.15. Н. Лаврухина, «Студенческая правда».
- Логинова Л. Г. Материалы Всеросс. Научно-практич. Конфер./Студенчество и наркомания: пути решения проблемы. Екатеринбург, 2000.
- Семикин Г. И. Организация антинаркотической профилактической работы со студенческой молодёжью в ВУЗах. - М.: изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003 г., 164с.
Библиографическая ссылка
Ширванян Т.А. ОТНОШЕНИЕ К ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 10. – С. 59-64;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11623 (дата обращения: 24.01.2025).