В последние годы в иммунопатогенезе РА особое значение придают провоспалительному цитокину - фактору некроза опухоли-α (ФНО-α). ФНО-α оказывая многочисленные иммуномодулирующие и провоспалительные эффекты, принимает участие в развитии клинических признаков воспаления, участвует в активации миграции лейкоцитов в направлении полости сустава, стимулирует синтез провоспалительных медиаторов, цитокинов и хемокинов, вызывающих повреждение кости и хряща, стимулирует неоангиогенез. [Bazzoni F., Beutler B. Tumor necrosis factor ligand and recptor families. N. Engl. J. Med., 1996; 334:1717-1725.] По данным исследований в синовиальной ткани, жидкости и в сыворотке больных РА отмечено увеличение концентрации ФНО-α и растворимых ФНО-α-рецепторов, которое коррелировало с клиническими признаками активности ревматоидного процесса. Блокирование синтеза ФНО-α с помощью моноклональных антител приводит к подавлению синтеза ИЛ-1 и других провоспалительных медиаторов в культуре синовиоцитов больных РА. [Насонов Е.Л. Фактор некроза опухоли-a - новая мишень для противовоспалительной терапии ревматоидного артрита. Клин. Фармакол. Терапия 2001;1:64-70. Насонов Е.Л. Перспективы фармакотерапии воспалительных ревматических заболеваний: моноклональные антитела к фактору некроза опухоли //РМЖ. - 2001. - Т. 9. - С. 7-9.]
Все эти данные позволили предположить, что ФНО-α является ключевым медиатором иммунного воспалительного процесса при РА и, следовательно, наиболее важной мишенью для антивоспалительной терапии. [Camussi G., Lupia E. The future role of anti-tumor necrosis factor (TNF) products in the treatment of rheumatoid arthritis. Drugs 1998;55:613-620], [Feldman M., Brennan F., Maini R.N. Role of cytokines in rheumatoid arthritis. Annu. Rev. Immunol. 1996;14;397-440]
В настоящее время основное внимание уделяется изучению клинической эффективности новых биологических препаратов, специфически ингибирующих синтез ФНО-α. Наиболее важный механизм действия моноклональных антител к ФНО-α - ингибиция синтеза не только самого ФНО-α, но и других «провоспалительных» медиаторов, продукция которых индуцируется ФНО-α. [Насонов Е.Л. Перспективы фармакотерапии воспалительных ревматических заболеваний: моноклональные антитела к фактору некроза опухоли //РМЖ. - 2001. - Т. 9. - С. 7-9.]
На базе ревматологического отделения ККБ №1 г. Краснодара был использован ремикейд для лечения больных страдающих РА, псориатическим артритом (ПА). Нами было пролечено 6 больных, из которых у 2 был диагностирован псориатический артрит и у 4 больных РА со 2-3 степенью активности III Rg стадией, ФНС II-III. Активность РА сохранялась, несмотря на предшествующую базисную терапию метатрексатом в дозе 5-10 мг/неделю. Контрольную группу составили 10 больных РА со 2-3 степенью активности, получавшие базисную терапию метатрексатом в дозе 5-10 мг/неделю.
Ремикейд вводили в/в в дозе 200 мг на 250 мл физиологического раствора. При псориатическом артрите суммарная доза препарата составила 400 мг (2 инъекции), при РА - 400-1000 мг (2-5 инъекций). Переносимость препарата была хорошей, осложнения не наблюдались ни у одного из пациентов.
Анализ полученных данных показал, что у больных РА, получавших ремикейд, уже после первой инфузии препарата отмечалась быстрая (в среднем через 2 недели) и положительная динамика клинических и лабораторных проявлений заболевания. Наблюдалось снижение СОЭ на 31,7%, СРБ - на 23,8% и серомукоида - на 45,3%, снижение ВАШ на 32,5% по сравнению с исходным. Значительное уменьшение количества болезненных и воспаленных суставов, длительности утренней скованности было отмечено уже через 2 недели после начала лечения (т.е. после первого применения препарата): улучшение показателей на 30,7%, 25,8% и 41,2% соответственно по сравнению с исходными данными. Сила сжатия кисти увеличилась на 25%.
У больных ПА, получавших ремикейд, отмечалось снижение СОЭ, СРБ и серомукоида на 60%, 13,5% и 34,1% соответственно. Отмечались также: уменьшение количества воспаленных суставов на 34,8%, болезненных суставов - на 42,4% и длительности утренней скованности - на 60%. Сила сжатия кисти увеличилась на 25%.
На фоне продолжающегося лечения (введение ремикейда в дозе 200 мг по схеме) достигнутый эффект сохранялся в течение всего периода наблюдения (6 месяцев), и отмечалось дальнейшее улучшение показателей. Так, при РА СОЭ, СРБ и серомукоид снизились еще на 32%, 22% и 21,8% соответственно. ВАШ уменьшился еще на 10,7%. Количество болезненных суставов и длительность утренней скованности уменьшились еще на 11%, а количество воспаленных суставов сократилось еще на 17,4%. У больных ПА также наблюдалась дальнейшая положительная динамика клинических и лабораторных показателей. Отмечалось дополнительное снижение СОЭ, СРБ и серомукоида еще на 31,3%, 14,3% и 11% соответственно, также отметили незначительное снижение ВАШ. Кроме того, наблюдалось дополнительное снижение количества болезненных суставов на 10,5%, длительности утренней скованности - на 16,7% и количества воспаленных суставов - на 13,3%.
По результатам полугодового наблюдения за пациентами с РА и ПА, получавшими ремикейд, были получены следующие данные.
Анализ результатов наблюдения за контрольной группой (больные с РА, получавшие метатрексат) показал, что СОЭ, СРБ, серомукоид и ВАШ снизились на 17,2%, 13,7%, 51,3% и 28,7% соответственно. Количество воспаленных и болезненных суставов уменьшилось на 21,4%, а длительность утренней скованности сократилась на 25%.
При сравнении результатов полугодового наблюдения обращали на себя внимание более низкие показатели клинической и лабораторной активности РА. Так, снижение СОЭ и СРБ оказалось в 3 раза, ВАШ - в 1,5 раза более выражено в группе пациентов, получавших ремикейд. Количество воспаленных и болезненных суставов и длительность утренней скованности уменьшились ~ в 2 раза по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, внедрение в клиническую практику инфликсимаба (ремикейда) стало одним из наиболее крупных достижений в лечении ревматических болезней последнего десятилетия. На фоне лечения ремикейдом удается добиться выраженного клинического улучшения даже у пациентов, резистентных к другим базисным противоревматическим препаратам.
Библиографическая ссылка
Давыдова А.Ф., Елисеева Л.Н., Семизарова И.В., Рассовская Т.А., Кисьян Ж.А., Каде Е.А. ПРИМЕНЕНИЕ РЕМИКЕЙДА В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ РЕВМАТОИДНОГО АРТРИТА // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 10. – С. 105-106;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11669 (дата обращения: 10.12.2024).