Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Омаров М. М.

В настоящее время глобализация экономики представляет собой процесс накопления структурных сдвигов и поэтапного формирования целостного, взаимосвязанного и взаимозависимого всемирного хозяйства, отдельные звенья которого связаны финансово-экономическими, производственно-техническими, информационными и другими потоками. Принято считать, что глобализация - это верхняя ступень интернационализации всех производительных сил, которые в системе международных экономических отношений пронизывают все национальные экономики, укрепляя при этом экономическую целостность мира.

Глобализация обеспечивает рост национальных экономик на основе достижений научно-технического прогресса, а также рост эффективности международного разделения труда и интеграции мировых рынков. В основе современной глобализации лежит международная торговля товарами, услугами и технологиями и поэтому она направлена на снижение государственных барьеров на пути движения товаров, услуг, капиталов, информации. Однако, как показывают наши исследования, ее влияние на систему воспроизводства неравномерно. В связи с этим основные структурные факторы глобализации нами объединены в четыре группы: в сфере потребления, в сфере обращения, в банковской и финансовой сфере и в сфере производства.

К основным факторам глобализации экономики в сфере потребления нами отнесены:

  • повышение уровня жизни населения, как отдельного региона, так и страны в целом;
  • постоянный рост и обновление потребностей населения;
  • увеличение доли услуг в ВВП, изменение инфраструктуры рынка товаров (услуг);
  • повышение потребительских стандартов;
  • информатизация потребления;
  • повышение мобильности населения;
  • расширение системы потребительского кредитования.

К основным факторам глобализации экономики в сфере обращения мы относим:

  • динамичное развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры потребительских рынков;
  • развитие внутриотраслевого характера обмена в сфере мировой торговли (обмен полуфабрикатами);
  • повсеместное распространение глобальных торговых сетей и иностранных торговых компаний.

К факторам глобализации в банковской и финансовой сфере относятся:

  • проникновение на региональные потребительские рынки капиталов разных стран и укрепление взаимосвязей национальных экономик;
  • формирование международных организаций, действующих на грани выхода из-под контроля мирового рынка (ВТО, МВФ, ВБРР);
  • либерализация трансграничных операций с капиталом;
  • массовый выход российских компаний на международные рынки;
  • ускоренное развитие финансовых рынков.

К основным факторам глобализации экономики в сфере производства нами отнесены:

  • интернационализация производства и финансов предпринимательских структур, действующих на потребительских рынках;
  • формирование транснациональных корпораций, препятствующих государствам и международным организациям преодолевать их кризисное развитие;
  • изменение критериев эффективности деятельности предпринимательских структур;
  • развитие многоукладности производства, изменение производственно-технологических и организационных структур производства;
  • обострение конкуренции на региональных потребительских рынках за счет увеличения влияния нерыночных факторов;
  • углубление специализации и международного разделения труда, стимулирующих устойчивый экономический рост производства и повышение производительности труда;
  • экономия на масштабах производства за счет сокращения издержек и снижения цен;
  • внедрение инноваций и нововведений на уровне потребительских рынков;
  • повышение значимости устойчивости компании и возможности доступа к ресурсам;
  • усиление монополистических и олигополистических тенденций на рынке;
  • интенсивная капитализация компаний;
  • изменение конфигурации потоков стоимости.

Наши исследования показывают, что тенденции и процессы глобализации оказывают влияние и на динамику развития российского потребительского рынка. В сложившихся условиях российскому потребительскому рынку, по нашему мнению, необходимо не только сохранять, но и повышать конкурентные преимущества за счет максимального удовлетворения потребностей потребителей.

Развитие российского потребительского рынка в условиях глобализации предполагает некоторую корректировку спроса и предложения, привнося новые характеристики, наиболее существенными из которых являются:

  • развертывание долгосрочных проектов, реализующих сравнительные преимущества российской экономики;
  • форсированное открытие внутренних рынков, сопряженное с ростом импорта готовых товаров и свертыванием недостаточно конкурентоспособных перерабатывающих производств;
  • сохранение высокой экономической дифференциации населения, препятствующей формированию массового среднего класса и модернизации социальной инфраструктуры;
  • формирование «рублевой зоны» и усиление интеграционных процессов на основе реализации крупномасштабных проектов.

Основные задачи развития российского потребительского рынка в условиях глобализации заключаются в обеспечении устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращении разрыва в уровне благосостояния с ведущими экономически развитыми странами, снижении социального неравенства, обеспечении всеобщей доступности основных социальных благ (образование, медицинское и социальное обслуживание). Исходя из этого, на наш взгляд, необходимо формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности, устойчивости и безопасности страны.

В настоящее время политика демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации заключается в повышении эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов. К основным направлениям демонополизации и развития конкуренции на потребительском рынке можно отнести следующее:

  • анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предпринимательских структур и их объединений;
  • формирование необходимых организационно - экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках Российской Федерации;
  • установление и поддержание единого экономического пространства на всей территории страны;
  • развитие предпринимательства в системе взаимодействия субъектов регионального потребительского рынка;
  • создание правовых и организационно - экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги;
  • создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии.

В основе современной концепции развития российского потребительского рынка лежит рациональное сочетание государственного регулирования основных народнохозяйственных, межотраслевых, отраслевых, межрегиональных пропорций, а также самостоятельности, инициативы, ответственности предпринимательских структур, удовлетворяющих потребности населения в товарах и услугах. Нахождение равновесия между этими составляющими способствует созданию прочных экономических, социальных, организационных и правовых предпосылок для динамичного и пропорционального развития потребительского рынка.

Потребительский рынок, как любая экономическая система, является синтезом легальной и нелегальной или теневой экономической деятельности. Теневая экономика на потребительском рынке в России достигла огромных масштабов: по официальным данным ее удельный вес в ВВП составляет 25 - 50%, по неофициальным - более 60%.

Исследования показывают, что на рост теневой экономики оказывают влияние следующие моменты: потеря государственными структурами способности к стратегическому и оперативному управлению экономикой; возникновение мафиозно-теневых связей и отношений, стремление нажиться за счет операций типа пирамиды, обмана и вымогательства, широкое распространение личностных, клановых отношений; массовая приватизация собственности; дестимулирующий механизм легальной экономической деятельности, вытесняющий ее в тень; формирование большой доли населения, относимого к категории бедных, безработных и фиктивно занятых, социального дна, бомжей, беженцев, представляющих собой питательную среду для теневой экономики.

К основным причинам возникновения теневой экономики на потребительском рынке следует отнести разнонаправленное влияние политических, экономических, правовых, социальных, социокультурных и антропологических факторов. Существование теневой экономики свидетельствует о невысокой культуре рыночных отношений, недостаточном законодательно-правовом и нормативном обеспечении, нарушении договоров, влиянии криминальных структур, недостаточности развития инфраструктуры товарных рынков и т. д.


Библиографическая ссылка

Омаров М. М. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 11. – С. 99-101;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11806 (дата обращения: 20.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074