Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ В МНОГОУРОВНЕВЫХ КОМПАНИЯХ И УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСАХ

Степанова Е.Ю. Поландова Л.И.

Экономика Россия постепенно встает на инновационный путь развития. Это означает, что страна переходит к интеллектуальной экономике. Знания воплощаются в новые технологии, технику, оборудование, приборы, материалы. Таким образом, можно сказать, что любая инновация начинается  с нематериальных активов, основанных на знаниях. Нематериальные активы становятся одной из наиболее важных составных частей активов предприятия.

Еще лет тридцать тому назад по оценкам специалистов интеллектуальная составляющая в стоимости продукции составляла около 3 % , а теперь уже 35 %. Аналитики прогнозируют к 2010 году рост этого показателя до 65-70 %.

На долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих новые решения, в развитых странах приходится от 70 до 85%, а по некоторым оценкам экспертов и до 95% прироста ВВП.

Интенсивность инновационной деятельности сегодня во многом отражается на уровне экономического развития. Страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности, выигрывают в глобальной экономической конкуренции.

Вопрос глобальной конкуренции и ее результатов мы здесь не обсуждаем, но заметим, что это явление видно невооруженным глазом на бытовом уровне: практически все механизмы, бытовая, аудио-, видеотехника, бытовая химия, автомобили, компьютерная, мультимедийная техника и многое другое является в большинстве случаев продукцией крупнейших транснациональных корпораций, которые вытеснили отечественного производителя; всемирная паутина открыла почти все границы, сняли многие территориальные, государственные и иные ограничения на получение информации практически в режиме реального времени.

За рубежом давно оценили важность и существенность нематериальных активов для функционирования компаний в конкурентной среде. Так, например [1], рыночная стоимость нематериальных активов знаменитой компании Tbe Walt Disney, оцененная фондовым рынком, почти в 8 раз выше балансовой стоимости. По методике оценки Л. Эдвинссона в среднем рыночная стоимость нематериальных активов превышает балансовую стоимость материальных активов компании более чем в 4 раза. В стоимости таких компаний как Ericsson и SAP доля материальных активов составляет лишь 5 % , а рыночная стоимость компании Microsoft превышает ее балансовую стоимость в практически 30 раз.

Две трети семи триллионной рыночной стоимости открыто торгующих компаний США заключается в нематериальных активах [2], соотношение материальных и нематериальных активов составляет в British Petroleum как 29 % к 69 %, IBM - 17 % к 83 %, Coca Cola - 4 % к 96 %.

По мнению большинства аналитиков различия между балансовой и рыночной стоимостью в составе себестоимости это не результат несовершенства международных и отечественных стандартов финансового учета, а проявление новых всеобъемлющих экономических явлений, новых рыночных механизмов - знания начинают управлять миром.

Во многом это стало следствием серьезного отношения к нематериальным активам этих компаний, которые стали главным, доминирующим, определяющим ресурсом компаний в конкурентной борьбе.

Что же относят к нематериальным активам? В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также зарубежным опытом, перечень нематериальных активов, используемых ныне в мировой практике, включает [3]: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, секреты производства «ноу-хау», селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для ЭВМ и базы данных, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, объекты авторского и смежных прав, деловая репутация («гудвилл»), наименование организации (в том числе фирменное), организационные расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников в уставный капитал организации.

Нематериальные активы - это не имеющие физической, осязаемой формы: управленческие, организационные, технические ресурсы, репутация в финансовом мире, капитализированные права, привилегии, конкурентные преимущества, контроль над сбытовой сетью, защита, обеспечиваемая страховкой, патенты и торговые марки, фирменные знаки, "ноу-хау", другие виды интеллектуальной собственности, право на пользование (Экономические и финансовые словари от Глоссарий.ру).

В словаре «Бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право» (http://www.glossary.ru/) к нематериальным  активам относят активы, для которых выполнены единовременно следующие условия:

а) отсутствие материально - вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты:

 - объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них (Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2000).

Интеллектуальная собственность по законодательству Российской Федерации -  это [Экономические и финансовые словари от Глоссарий.ру]:

- исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных;

- смежные права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания).

Интеллектуальная собственность [Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации»- http://www.glossary.ru/] - общее понятие, охватывающее права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и т.п. То есть речь идет о правах на результаты творческой, интеллектуальной деятельности.

Существует еще ряд определений, уточнений и трактовок понятий нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Однако авторы видят задачу подчеркнуть еще раз важность учета, оценки и использования этих категорий в экономической практике для получения значительных преимуществ в рыночной среде.

Термин "интеллектуальная собственность" в правовом плане следует отличать от традиционного понимания права собственности на имущество.

Между нематериальными активами и объектами интеллектуальной собственности также существуют некоторые отличия [2]:

  1. Объекты интеллектуальной собственности обязательно должны иметь охранный документ, который подтверждает признание исключительных прав на объект. Для остальных видов нематериальных активов наличие охранного документа не обязательно.
  2. Объекты интеллектуальной собственности - это исключительные права на результаты творческой деятельности. При создании других видов нематериальных активов не используют творчество как основной критерий объекта.
  3. Под нематериальными активами, в частности, под гудвиллом, понимают какие-либо невещественные объекты, которые не отражены в балансе, но способствуют увеличению стоимости действующей компании, а наличие каких-либо прав на объекты интеллектуальной собственности обязательно должно быть зафиксировано документально и отражено в балансе организации.

По оценке западных специалистов [4] предприятие со штатом не более 100 человек и годовым оборотом, не превышающим 1 млн. долларов для удержания довольно скромных позиций в конкурентной борьбе должно в течение года защищать от 10 до 40 патентов. Более крупное предприятие для достижения аналогичных целей за год должно защищать несколько сотен патентов. Крупные корпорации за тот же период времени должны защищать несколько тысяч патентов, затрачивая на это до 1 млрд. долларов. Тактика западных компаний заключается в том, что еще на этапе закрепления авторских прав они максимально охватывают рыночный сектор, в котором впоследствии будет работать продукт. Обычно формируется портфель патентов, который должен защитить от возможных конкурентов весь сектор рынка. Часто финансируются в больших объемах научные исследования в «пограничных» областях деятельности с целью защиты патентами от потенциальных конкурентов и эти рынки. При этом только 5-7 % патентов из портфеля находят практическое применение, и именно они дают основной сверхдоход предприятию. Остальное - это либо оснастка, инструменты, оборудование и т.п, либо иное обеспечение. Грамотно составленный портфель патентов - один из эффективных способов страхования инвестиций. Например, портфель запатентованных объектов интеллектуальной собственности, имеющих первоначальную стоимость (по затратам) менее 1 процента от защищаемых инвестиций может принести предприятию доход в размере 1000 процентов. Таким образом, НМА, в особенности объекты интеллектуальной собственности - это тот капитал, который на законных основаниях позволяет предприятию получать сверхдоходы, не опасаясь антимонопольных санкций.

Лидерами в этой области являются фирмы IBM, Siemens, HP, Nokia  и др. В России крупнейшими патентообладателями являются учреждения РАН и вузы, в том числе ОрелГТУ, получающий свыше 100 патентов в год. Учебно-научно-производственные комплексы стали главным источником воспроизводства инноваций в регионах.

Пренебрежительное отношение к нематериальным активам, пассивное, а возможно безразличное отношение, обусловленное чаще всего отсутствием компетенций в данной области, существенно занижает стоимость компании, себестоимость продукции, ее конкурентоспособность и прибыль, устойчивость к недружественным поглощениям и слияниям, ухудшает стратегические позиции при холдинговании, при совершении сделок, снижает инвестиционную привлекательность.

И хотя проблема оценки нематериальных активов очень сложная, в России постепенно формируется нормативная база, слой специалистов, стандарты оценки, которые позволяют надеяться на успешное решение этой чрезвычайно важной задачи, особенно в преддверии вхождения в ВТО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Эдвинссон, Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике знаний, основанной на знаниях [Текст] / Л. Эдвиссон. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 248 с.
  2. http:/www.nikagroup.ru.
  3. Оценка стоимости нематериальных активов [Текст] / С. П. Фукина, А. В. Тимирясова, З. А. Ахметьянова, Л. И. Найденова. - Казань : Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2003. - 96 с.
  4. Козлов, В. В. Нематериальные, но активные [Электронный ресурс] / В. В. Козлов // Дело. - 2002. - № 35. - С. 42 - 43. - http://www.pcr.org.ru/press/51/105.

Библиографическая ссылка

Степанова Е.Ю., Поландова Л.И. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ В МНОГОУРОВНЕВЫХ КОМПАНИЯХ И УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСАХ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 11. – С. 102-104;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11809 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674