Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК КОНТУРА АВТОРЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Лакин И.К. Мороз Ж.М. Митрохин Ю.В. Чмилёв И.Е.

Важным  аспектом образования, связанным с проблемой его качества в настоящее время является проблема качества деятельности преподавателя. В деятельности преподавателя выявляются два блока, определяющих качество: предметно-научный и психолого-педагогический. В соответствии с требованиями к учебному процессу качество педагогической деятельности определяется новыми существенными характеристиками. Среди них важную роль занимают:

  • проектирование учебного процесса через разработку образовательных программ и курсов, удовлетворяющих быстро изменяющемуся объему информации;
  • повышение требований к качеству учебно-методического обеспечения, которое с внедрением новых технологий должно удовлетворять следующим требования: мультимедийность, интерактивность и открытость;
  • перевод студента в активного участника образовательного процесса, через стимулирование учения, поддержание обучающего в его деятельности, предоставлении помощи в ориентации в потоке учебной информации;
  • необходимость обучения студентов самостоятельно контролировать уровень своих достижений в учебном процессе, установлении постоянной обратной связи.

Проблема оценки качества деятельности преподавателя сложна. Специфика работы КрИЖТ заключается в том, что большинство студентов априорно не мотивированы на получение глубоких и качественных знаний, в результате чего их нельзя рассматривать как «гарантов» качества работы преподавателей и их самих. Причиной этого являются:

  • сохраняется менталитет, что нужен диплом, а не знания; исключение составляют многие студенты бухгалтерских и экономических специальностей, которые понимают, что только высокий профессионализм обеспечит им в будущем высокую зарплату;
  • многие студенты пошли в железнодорожный институт «по стопам» своих родителей, которые сделали выбор профессии за своих детей;
  • студенты, направленные на учебу с предприятий Красноярской железной дороги, считают, что диплом они получат в любом случае, так как дорога является генеральным партнером института;
  • отсутствие и или малое число профильных дисциплин на первых курсах, кроме бухгалтерских и экономических специальностей, которые и так заинтересованы в качестве обучения;
  • студенты заочной формы обучения с уже выбранным направлениям работы не видят необходимости получения комплексного образования и им нужны «только корочки».

Эти и другие причины приводят к тому, что сам студент - по идее главный заказчик обучения - не является заинтересованным в качестве образования и не может выступать в качестве обратной связи процесса взаимодействия Заказчик - Поставщик согласно международным стандартам качества серии ISO9000. Решение проблемы возможно через введение оценки по показателю удовлетворенности потребителя, в качестве которого может выступать не столько сам студент, сколько его будущий работодатель. Применительно к КрИЖТ - это Красноярская железная дорога и другие дочерние организации. Такой подход позволит установить постоянно действующую обратную связь, которая будет обеспечивать качество образовательного процесса по принципам авторегулирования, что соответствует принципам создаваемой в ОАО «РЖД» системе менеджмента качества.  В этом случае обучение будет одним из контуров регулирования в сложно-подчиненной системе управления железнодорожным транспортом.

Чтобы внедрить данную систему авторегулирования в КрИЖТ разработаны системы анкетирования потребителей образовательной услуги, как со стороны студентов, так и их работодателей - Красноярской железной дороги. Руководители служб оценивали  и выделяли требования к умениям и навыкам студентов, приходящим после окончания вуза на предприятия, а студенты оценивали учебный процесс, организуемый преподавателем и свое участие в этом процессе. Также дорога выделяла наиболее актуальные для нее разделы знаний и, прежде всего, необходимое лабораторное оборудование и наглядные пособия.  Такая работа начата в институте, и ее первые результаты  позволяют корректировать нормы качества учебного процесса.

В результате пересмотра «норм качества» учебный процесс в настоящее время строится уже с использованием новых информационных технологий. Чтобы преподаватель не только предоставлял студенту информацию, но и мог контролировать мотивацию к ее использованию, создана программа, позволяющая моделировать будущую профессиональную деятельность и выполнять лабораторные работы в рамках данной деятельности. Важное достоинство программы - визуализированный учебный материал, позволяющий в наглядной форме и в более сжатые сроки ознакомиться с материалами спец. курса. Рассматриваемые случаи брака в работе служб представлены в виде видеороликов, в которых наглядно продемонстрирована суть происшествия, причины возникновения ситуации, нарушения и правильный порядок действий. Таким образом, через создание данной программы информация предоставляется для решения конкретных ситуаций, а не «впрок».

Но невозможно определить качество полученного материала без внедрения системы контроля и самоконтроля.  Для реализации контроля со стороны преподавателя данного вида деятельности разработана система АРМ «Тестирование», активно используемая как на очном, так и на заочном отделении. Необходимо отметить, что студенты все больше воспринимают обучение как свободное во времени и пространстве и поэтому они хотят, чтобы  преподаватель не предоставлял им информацию, а давал консультации по ее поиску и работе с ней. Значит, если преподаватель не обладает новыми характеристиками или владеет ими на уровне знаний (умение и опыт отсутствуют), то сложно говорить о качественном улучшении учебного процесса.

Работа представлена на международную научную конференцию «Проблемы качества образования», 6-13 августа 2007г. Кемер (Турция). Поступила в редакцию 18.07.2007г.


Библиографическая ссылка

Лакин И.К., Мороз Ж.М., Митрохин Ю.В., Чмилёв И.Е. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК КОНТУРА АВТОРЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 12-1. – С. 143-144;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11899 (дата обращения: 24.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674